понедельник, 9 мая 2011 г.

Майский Липе + Канчанабури. Тай 2011.

Липе понравился нам больше всего из посещенных мест в январской поездке и появилось желание посетить его еще разок и понырять на нем побольше.
А тут как раз неприлично дешевые пакеты в Тай, появившиеся осенью 2010 года после нового не исчезли. И даже на такое популярное время, как майские праздники, было много хороших предложений. Совместно с девушками из турагентства "Тур Ист", мы начали "ловить" горящие туры. Наилучший вариант по цене и датам вылета мы пропустили - днем он был, а когда вечером приехали бронировать, места на рейс кончились, пришлось брать другой тур. Итак, дней за 10 до вылета мы купили пегастовский тур за 18.5 тыс. на 10 дней - с 29.04 по 09.05, к чартерному перелету прилагался отель в Паттайе по системе фортуна, т.е. название узнаешь по прилету. Сразу после тура купили билеты в Хат Яй и обратно, забронировали отель в Хат Яй и на первые две ночи на Липе. Мы хотели опять жить в Варине, но на его сайте было написано, что с 1го мая он закрывается на лето, пришлось забронировать бунгало у Пуха, в центре острова.

Дорога.

По привычке мы приехали в аэропорт за 2 часа до вылета и на регистрации оказались почти последними. Мест рядом уже не оставалось, зато нас посадили на первый ряд, что очень порадовало Олега - в норвиндовских самолетах места для ног маловато. В аэропорту по традиции начали отпуск с бутылочки пива.

Я сидела рядом с парочкой лет 40. Первый час полета женщина пилила своего мужика по любому поводу, я так поняла, он боялся летать и хотел выпить пивка, а она нудела на него, что это запрещено. Потом ему это надоело и он достаточно громко обматерил ее, всей сути его претензий я не поняла. Остаток полета они периодически переругивались матом, мне даже через беруши было слышно. Полет был глубоко ночной, но поспать толком не удалось, помимо выясняющих отношений соседей, мешал находящийся рядом туалет - люди собирались в очередь и каждый второй норовил наступить на ноги.

Бангкок

В Бангкокском аэропорту нашли пегастовского гида и обрадовали его, что трансфер и отель нам не нужен и в следующий раз представителей турфирмы ожидаем увидеть на обратном рейсе. Гид был на удивление спокоен, поблагодарил, что мы предупредили его и оставил свой телефон, чтобы уточнить время обратного вылета.
У нас в Бангкоке был целый день - рейс в Хат Яй только вечером. В аэропорту мы оставили багаж в камере хранения и сели на "метро" до города - Airport Rail link. Это недавно построенное надземное метро, которое без пробок довозит в центр.
в бангкокском метро
в бангкокском метро - на платформу
Бангкок из окна метро
кусочек европы в Бангкоке
Затем мы пересели на такси и поехали в зоопарк Дусит. Это большой парк-зоопарк с разными животными и озером, на котором можно покататься на катамаране. Дусит оказался очень приятным местом, чтобы прийти в себя после перелета, он был как оазис - за забором шумный и душный город, а внутри зелено и свежо. Мы с полчасика повалялись на лавочках в тенечке и почувствовали себя значительно лучше.
слоники
птица-носорог
обезьянки-ревуны
озеро с фламинго
макет бомбоубежища времен второй мировой
кран из воздуха
бегемот ждет пока его бассейн чистят
бегемоты
жираф
сурикаты
Перекусили в местном фудкорте - супчики за 30-40 бат вполне вкусные.
обед
Рядом с фудкортом огромный открытый вольер для птиц, причем некоторые птицы находятся снаружи. Не поняли, кто это - беглецы, птицы на свободном выгуле или дикие прилетели пообщаться с своими собратьями в неволе.
крыша вольера с птицами
казуар
кенгуру
В зоопарке погуляли до обеда и поехали в район Байок Скай. Там мы поменяли деньги, сделали массаж и планировали прикупить летних вещей. Однако, местный рынок хотя и был очень большой, оказался ориентирован больше на местных. Мы проходили там часа полтора и ничего не приглянулось, единственное приобретение - шлепки за 40 бат.
Вечером вернулись в аэропорт, час полета - и мы в Хат Яй. Заселились в забронированный отель в центре города, в нем же купили трансфер на утро до Липе. Прогулялись вокруг отеля, обнаружили 7/11 и фруктовый рынок.

Липе

Утром за нами заехал минибас и отвез на причал в Пакбару, дальше до Липе спидботом. Мы еще в прошлую поездку познакомились с этой системой - на автобусной станции выдают номерки, по которым сажают на спидбот. Нам опять достались какие-то огромные номера и сели мы одними из последних, с трудом уместившись на носу, на спидботе мы были практически единственными "белыми", было очень много местных туристов. В этот раз мы были предусмотрительнее и заранее намазались кремом от солнца. По пути было две остановки, первая на острове Тарутао, там часть людей высадилась и на спидботе стало немного свободнее. Видимо, наш спидбот помимо трансфера использовался для экскурсии, потому что остановки были очень длинными, нам не терпелось добраться на Липе, а не ждать на Тарутао полчаса, причем выйти на остров стоило 200 бат, мы решили что это слишком дорого за получасовую прогулки и остались на причале.
берег Тарутао
на причале Тарутао
 Вторая остановка была намного приятнее - нас высадили на острове с аркой, которою промыло водой в камне. Мы прошлись по бирюзовой водичке и белоснежному песку.
остров с аркой
арка поближе
я и арка
На Липе мы причалили со стороны пляжа Санрайз и взяли лонгтейл до Паттаи. Забронированный отель находился в глубине острова, пришлось идти с тяжелой сумкой по песку.
Липе - Санрайз бич
Отель нам сразу не понравился - номер маленький и неуютный, никакой мебели, матрас плохой, постельной белье - ужасное, санузел тесный и с комарами. Пожалели, что оплатили его на два дня. Решили, что плохой номер компенсируется хорошей кухней, отзывы о ресторане были неплохие. Однако, из-за "лоу сизона" не было морепродуктов и половины блюд в меню. Олег заказал сэндвич, а я Том Ка, однако мне принесли Том Ям и сказали что у них нет кокосового молока. Настроение у меня и так было неважное, поэтому от супа я отказалась и пошла обедать блинчиками. По пути отметила, что наш любимый массаж закрыт на лето, так же как и многие кафе и магазины. Хорошо хоть одна закусочная с блинчиками была открыта, но и тут произошла накладка. К блинчику я взяла арбузный шейк и он оказался скисшим, явно арбуз забродил. Я попыталась объяснить это:
- Excuse me, this shake is not good, the watermellon is sour.
- Sour?... (напряженные размышления)... Oh, you want salt! (пытаются посолить мне шейк, видимо решили, что мне слишком сладко, кто ж этих фарангов поймет).
- No! I mean this juice is bad.
- Ah! You need a bag! (ставят стакан с шейком в пакет).
Тут я отчаялась что-то объяснить, но к счастью они позвали тайца, получше понимающего английский. Официант попробовал сок, по его лицу было видно, что он не понимает моих претензий, но деньги мне вернули.
После этого мы пошли купаться и обнаружили, что дайвцентр закрыт и пошел дождик. Это было последней каплей, мы окончательно расстроились - Липе пока не радовал.
Но после купания мы увидели, что дц открыт и встретили Дэйва. Он был рад нас видеть - Олег писал о нашем приезде. Мы договорились нырять на следующий день и просили совета, где же остановиться. Он обрадовал нас, что Варин вроде бы не собирается пока закрываться. Вместе мы сходили на ресепшн и выяснили, что Варин работает до 8го мая, как раз как нам надо! Мы забронировали бунгало и договорились у Пуха, что мы вместо двух ночей съедем завтра. Было уже все равно, что пропадет оплата одного дня - очень хотелось в человеческие условия, но хозяин пошел нам на встречу и вернул деньги за вычетом процента за бронирование. Жизнь налаживалась!
На следующий день утром мы собрали вещи и перенесли их в дц и отправились нырять, а вечером переселились в Варин. Следующие несколько дней мы каждый день ныряли, вечером ужинали в кафе и заходили в дц поболтать с Дэйвом и Ной. Дэйв - канадец с русско-украинскими корнями и бабушка научила его немного русскому, мы немного освежили его познания. Он рассказал про дайвинг в Канаде, что они играли в подводный хоккей - в сухой костюм напускается воздух в ноги и тебя переворачивает вверх ногами. После этого встаешь на лед с обратной стороны и играешь в "хоккей" надувной шайбой. Ной - тайка с севера, она рассказала, что после первого года работы на Липе вернулась к родителям и они чуть не плакали, увидев, как она загорела. Считается престижным быть белым - все закрываются от солнца, мажутся солнцезащитными и отбеливающими кремами. Вообще на всей косметике написано "whitening", даже на дезодорантах.
На Липе чувствовалось приближение лоу-сизона, большинство заведений закрылось, но рядом был открыт массаж, ресторанчик с очень вкусной пиццей и вечером были свежие рыба и морепродукты. Жалко, марлина в этот раз не было, видимо в низкий сезон его не ловят. Первые пару дней накладывались на тайский "вик-энд", было много местных туристов. Даже с трудом нашли свободный столик в кафе, чтобы поужинать. Потом все разъехались и стало спокойно и безлюдно.
безлюдные пляжи Липе
отсыпаюсь перед дайвами
островки архипелага Тарутао
Дэйв и Ной проводят брифинг
на боте
мое любимое занятие - расслабляюсь на боте
перед дайвом - у меня модная прическа
закат на Липе
Поныряв несколько дней, мы решили поплавать вокруг острова на каяке. В прошлую поездку мы плавали в обе стороны от пляжа, но не очень далеко. В этот раз мы решили обогнуть остров вокруг.
карта Липе - мы стартовали с середины Паттая бич
Отправились мы рано утром, первую остановку сделали у какого-то модного отеля на Санрайз бич. Купили там по шейку и позагорали на их шезлонгах.
на пляже Санрайз
модный отель и наш каяк
загораем
 Потом оттуда доплыли до маленького островка недалеко от берега Липе. Издалека он выглядел очень красиво, но высадившись мы обнаружили на нем кучи мусора, который прибивается к нему волнами.
на островке напротив пляжа Санрайз
на островке
Отсюда мы поплыли дальше и напротив Маунтина у меня возникли сомнения, стоит ли плыть вперед или ближе будет вернуться. Но уже возник спортивный интерес и двинулись вперед. Пару раз останавливались отдохнуть на пляжиках. Но последний пляж, где можно было остановиться - Сансет, а после него длинная коса с обрывистыми берегами. На море началось волнение, стало заметно глубже, вода уже была не бирюзовая, а темно-синяя. На меня накатилась паника, хотя я и хорошо плаваю. Мне казалось, что сейчас подплывет акула и прокусит каяк, а потом съест нас. Ну или волнами каяк перевернет и мы утонем. Около угла острова волны стали еще сильнее и появилось течение, обогнули мы его из последних сил. За углом стало поспокойнее и скоро мы добрались до пляжика, на котором можно было отдохнуть.
К отелю мы причалили ужасно уставшие около 5 часов, в этот же день мы договаривались идти на ночной дайв, но мне уже ничего не хотелось. Мы перекусили, отдохнули и решили не отказываться.
обедаем после рекордного заплыва
Ночной дайв был очень хорош - в воде было много светящегося планктона, необычные ночные обитатели. Очень была заметна разница - днем кораллы выглядели как камни, а ночью они "расцветали" - выпускали мягкие щупальца. Но потом я почувствовала себя не очень - меня морозило и поднялась температура. Олег сходил поужинать один, а у меня аппетита совсем не было. На следующее утро температура так и не спала, хотя ничего не болело, было общее состояние разбитости. Я перепугалась и вспомнила симптомы лихорадки Денге - там тоже температура без симптомов простуды. Но вроде бы она не повышалась выше 38, и я отпустила Олега дайвить одного. Утреннее отправление он уже пропустил и присоединился ко всем на втором дайве - его доставили на бот на персональном лонгтейле (и вроде даже доплаты никакой за это не взяли потом). Я валялась в номере, отсыпалась, шарилась в интернете и смотрела саус парк. К вечеру решила что хватит болеть и приняла ударную дозу парацетамола, так что к возвращению Олега температуры почти не было и чувствовала себя бодро. Так и не знаю, что это было - наверное просто перегрелась на солнце и переутомилась, пока мы обплывали остров.
На следующий день я решила, что и так сэкономила, пропустив день дайвинга, поэтому можно потратить эти деньги на аренду камеры. В дц висел прайс - 1500 бат в день, но Ной сказала что не возьмет с нас так много. При расчете она вообще чуть не забыла про это и в итоге посчитала 1000 бат за два дня. Фотографии выложу отдельным отчетом.
В этот день мы как раз наконец ныряли на Стоунхендже, до этого там были слишком сильные течения и мы проходили мимо. Вообще, течения были постоянно, как раз в это время случилось где-то землетрясение и отголоски дошли до Липе, Дэйв обратил внимание на странное волнение. На многих сайтах вообще не надо было грести - течение несло вдоль рифа, иногда даже остановиться было затруднительно. Один раз попала в восходящее течение - начало выбрасывать метров с 15, пришлось бросать фотоаппарат и грести вертикально вниз.
Отдельно стоит рассказать про организацию дайвинга и собачек Ной. У нее их несколько, как мы выяснили они все родственники и произошли от собачки подруги Ной. Подруга на время уехала и поручила Ной присмотреть за собачкой, за время отъезда у нее родилось 2 щенка, которые остались у Ной, потом они разможились еще. Утром все грузились на бот вместе с собачками, до сайтов идти от получаса до полутора. Это время можно было позагорать или поспать, потом одеваешь уже приготовленную снарягу, дайв около часа. Перерыв часа полтора, обед на боте и еще один дайв. Дальше движемся обратно и желающие делают третий дайв. Нежелающих обычно отправляли на берег пораньше на лонгтейле. Гиды - Дэйв и Ной. Когда было очень много народу привлекали Зика - а так он обычно был на подхвате, рулил лонгтейлом и собирал снарягу. Все направлено на комфорт клиента - максимально заботятся, чтобы все было удобно и ненапряжно. В отеле мы тоже были почти единственные клиенты и нам готовили персональные завтраки, они включены в стоимость номера и в сезон выглядят как шведский стол. Но последние дни в отеле осталось человек 5-6 постояльцев и завтрак стали готовить по заказу. Забавно, в один из дней мы заказали завтрак, а потом увидели что все уже собрались и собираются отчаливать. Мы собрались и побежали к лонгтейлу, по дороге крикнув, что завтрак нам не надо. И когда мы уже почти отчалили с кухни прибежал официант с пакетом и практически перебросил его нам. На наше удивление, там был вполне приличный завтрак - яичница с тостами.
у одной разболелся глаз
отправляемся нырять - Дэйв, Зик, Ной и все собачки
на боте верхняя палуба - как обычно дрыхну
на боте нижняя палуба и дайв-дек - Дэйв собирает снягу, собачка Шимо участвует в процессе
верный друг ждет хозяйку
один из островков архипелага Тарутао
В последний вечер посидели в дц, попили пива с Ной и Дэйвом, переписали фотографии.  Немного позавидовали их жизни - островной и расслабленной, каждый день - ныряешь. Первые пару дней мы ныряли с Дэйвом, потом с Ной. Она очень хорошо находила всякую мелочь и вообще очень понравилась как гид. В конце мы ее спросили - сколько же у нее дайвов и очень удивились, что всего 300. Оказывается, она долго работала в дц кем-то вроде администратора и ныряла для развлечения. Потом у них стало не хватать гидов и она прошла обучение, стала дайвмастером и начала водить группы. Случилось это недавно, когда мы были на острове в январе она еще не была гидом. Ей очень нравилось фотографировать, на стенах дц висело много ее фотографий, но это сложно совмещать с работой гидом.
с Дэйвом
с Дэйвом и Ной
с Ной
Вообще, это время считается началом несезона, но большую часть времени была чудесная погода. Последние пару дней утром шел дождь, как по расписанию - в полдевятого "включался" ливень, а через полчаса прекращался и опять выглядывало солнце. Вечером перед отъездом выяснилось, что отель тоже закрывается и все работники в 9 утра садятся на лодку и отплывают на материк, поэтому нам пришлось выселиться к этому времени. Вещи оставили в дц, и пошли купаться, на пляже не было уже никого, кроме нас. В последний день решили что уже не страшно и стали мазаться кремом от солнца пореже и поменьше, поэтому вдвоем сгорели :).
Липе называют "Мальдивы Таиланда" - видимо, за такие пейзажи
отель опустел
тайская собака - тоже купается в море
Мы купили билеты на спидбот в 12-30, до него нас подвез лонгтейл дц. Посадка проходила с платформы напротив Паттаи, вся толпа собралась на жаре в тесноте, кому-то даже стало плохо. Спидбот опять был забит, а мы приехали почти последние и опять садились в конце. Нам достались последние сидячие места, и то тайцы потеснились, чтобы посадить двух единственных фарангов на спидботе. На этот раз мы ехали без туристических остановок, поэтому добрались до Пакбары за полтора часа, а не за три как по дороге туда.
В аэропорты мы прибыли с большим запасом и пообедали в местном кафе:
кафе в аэропорту

Бангкок

Прилетели вечером и на Каосан добрались уже около 10. Быстро заселились в Rambuttri Village Inn и пошли искать трансфер на 7 утра завтра до Канчанабури - мы планировали посетить водопад Эраван и Тигровый храм. Но во всех турагентствах говорили, что мест нет и предлагали экскурсию или трансфер на 10 утра. А в однодневной экскурсии эти два места никак не сочетались, да и нам все утверждали что мы не успеем посетить их за день. Наконец, мы нашли агентство, в котором нам продали нужный трансфер и пошли ужинать, пить коктейли и на массаж. Изначально у нас в Бангкоке было почти 2 дня, но обратный рейс перенесли на 14 часов и вместо вечера 9го мы вылетали в 3 часа утра. Хорошо хоть девушки из "Тур Иста" прислали нам смс об этом, потому что до отельного гида мы дозвонились с трудом. Было очень обидно терять почти целый день отпуска - в последний день мы планировали съездить в зоопарк или древний город.
Утром за нами заехали минибас, отвез на другую улицу и там мы дожидались пересадки на другой минибас еще полчаса, в итоге выехали с большим опозданием. Мы поняли, что нас присоединили к туристической группе, совершающей стандартную экскурсию. На первой остановке мы отсоединились и пошли искать машину. Бонусом мы посмотрели еще одну достопримечательность - военное кладбище.
Военное кладбище в Канчанабури
Я ожидала, что нас привезут на какую-нибудь автобусную станцию и будет куча такси и тук-туков с предложением экскурсий. Но т.к. мы ехали с экскурсией, вышли не где обычно все выходят, а кладбище находилось на нетуристической улице и нам не попадалось ни одно такси. Мы шли уже минут 15 и были немного в замешательстве что делать дальше - такси нет, где мы - непонятно, местные жители английский не понимают. Тут мы удачно встретили пожилого европейца и он подсказал нам как перейти на соседнюю улицу, а там мы сразу наткнулись на таксиста, предложившего подходящую нам цену.
Первый пункт назначения - водопад Эраван. По дороге проехали мимо реки Квай и посмотрели плотину из окна. На водопаде первым делом пообедали - вкусные бутерброды по смешной цене. На нижнем уровне обустроены "беседки" для пикников - много тайцев приезжают семьями и проводят там выходные, а мы как раз попали в воскресенье. Еще на нижнем уровне живут наглые обезьяны, которые покушаются на чужую еду.
обедаем на "помосте для пикников"
нижний уровень водопада
наглый обезьян
Всего у водопада 7 уровней, наверх ведет хорошо обустроенная тропа по джунглям, всего подъем занял часа полтора. Во всех уровнях живут рыбы - чем выше, тем они мельче.
один из нижних уровней
рыба в водопаде
встречаются настоящие гиганты
смотровая площадка по дороге
водные горки естественного происхождения - местные ребята с них катаются
дайвинг запрещен!
 В промежуточных уровнях мы не купались, решили подождать доверху. А когда залезли в воду на самом верхнем уровне обнаружили, что там водятся рыбки, которые ощутимо покусывают за ноги, прямо как на фиш-спа, только сильнее. Расслабиться не получилось - это и щекотно и не очень приятно. Я представила, как купаться на нижних уровнях - рыбы там значительно крупнее.
с трудом позирую - так и хочется выпрыгнуть из воды
начало водопада
один из промежуточных уровней
начало подъема
На водопаде мы задержались чуть дольше оговоренного с водителем времени и он уже нервничал - боялся, что мы не успеем в Тигровый храм, туда прекращали пускать посетителей в 16-00. Мнения об этом месте неоднозначные - многие пишут, что тигры накачаны наркотиками, поэтому не реагируют на людей. По легенде это был просто храм, в котором приютили осиротевших тигрят. Они выросли ручными и традиция эта стала поддерживаться. Лично мне показалось, что огромные кошки просто сытые и неактивны на жаре. Есть дорогая утренняя программа, на которой можно пообщаться с тиграми более плотно, на нее нужно записываться заранее и пускают строго ограниченное число людей. Мы не настолько любим тигров, поэтому посетили короткую программу - потрогать и сфотографироваться. Требования для посещения - запрещены яркие цвета, майки без рукавов, одежда выше колена и шарфы.
Территория храма достаточно большая и помимо тигров живет много других животных.
буйволы
очень необычное дерево
Первый встреченный тигр - маленький тигренок, он был вполне активный и игривый, всем желающим разрешали потрогать.
тигренок
Затем мы подошли к каньону, где держат тигров для фотографирования с ними. Они привязаны за ошейник цепью к кольцам, вмурованым в землю. Все поставлено на поток - встаешь в очередь, подходит служители в желтых майках, берут у тебя фотоаппарат, берут за руку и проводят по очереди к свободным тиграм. Кладут твою руку на тигра и фотографируют. Все происходит очень быстро, круг занимает несколько минут. Чтобы пройти вдвоем или сделать фото с головой тигра на коленях нужно дополнительно заплатить 1000 бат. Мы решили не выпендриваться и ограничиться стандартной программой.
каньон с тиграми
тигренок чересчур игривый  - еле успела отдернуть руку и меня быстро от него увели
на ощупь шкура жесткая и гладкая
зевает
плющится
вообще не обращают на людей внимание
зверюга
служитель показывает как правильно трогать
После того, как мы оба прошли и сфотографировались с тиграми, программа начала сворачиваться и мы очень удачно попали на вечерний провод тигров. После того, как все туристы ушли из каньона, мелких тигрят подпустили к большим и они стали между собой играть. Потом всех построили в очередь, объяснили, что нужно идти за монахом и сохранять спокойствие. Еще объяснили, что тигры - территориальные животные и метят территорию, и если кого-нибудь пометят, не нужно кричать и дергаться, а лучше считать это знаком к удаче.
туристы ушли и тигры общаются
Тут действительно пришел монах, взял тигра за поводок и куда-то повел. Вся очередь пошла следом, я как-то не смотрела что там происходит и очень удивилась, когда подошла моя очередь и мне сунули поводок, а монах отошел чуть в сторону. Я, честно говоря, не уловила этого момента и думала, что вести тигра будет монах, а смысл мероприятия - сфотографироваться с ним и идущим тигром, служитель заблаговременно забрал у нас фотоаппарат. Олег тоже был очень удивлен таким поворотом событий, а вдобавок, когда он вел тигра, то вдруг остановился и стал что-то обнюхивать. Мы вздохнули с некоторым облегчением, когда тигра наконец у нас забрали, непонятно кто кого вел.
выгуливаю тигра
почти собачка
 Вообще, я слегка нервничала - вдалеке раздавалось какое-то рычание и рев, я представляла, что тут будет, если какой-нибудь их тигров взбесится. Следующий аттракцион - кормление тигра из бутылочки. По всей видимости, он достаточно проголодался и жадно пил из рук монаха, ему только успевали подносить полные бутылки.
кормление котеночка
Надо отметить профессионализм служителей - у них получалось несмотря на толпу вокруг снять вполне приличные кадры. После вывода тигров началось кормление остальных обитателей - проехала машина и из нее на дорожку высыпали кучу корнеплодов. На угощение сбежались все травоядные, особенно забавно бежали мелкие кабанчики - с визгом и хрюканьем, как будто сейчас все съедят без них.

травоядных тоже кормят

кабанчик спешит на кормление

свинки
коза тоже торопится
буйвол внушительных размеров
После Тигрового храма водитель привез нас на автобусную станцию и мы отправились в Бангкок на минибасе. По дороге нам пришла идея высадиться по пути у супермаркета Теско Лотуса и купить фруктов домой, мы с трудом объяснили это водителю. Он очень мало говорил по английски, а наше произношение названия "теско лотус" было ему явно непонятно на слух. Зато увидев эти слова написанными, он сразу понял что нам надо и повторил нам с немного другими оттенками интонаций. В теско лотусе закупились фруктами, приправами и еще по мелочам, для перевозки купили большой пластиковый ящик, сложили все туда и обмотали скотчем. А при регистрации багажа этот ящик отправили как хрупкий багаж.
Мы опять проходили регистрацию почти последними и опять повезло - посадили на ряд, перед которым не было кресел. К Новосибирску мы подлетали днем и полюбовались видами родных мест.