суббота, 5 мая 2012 г.

Автопробегом по Алтаю. Долина Чулышмана.

Майские праздники в этом году сложились удачно, 9 мая выпало на среду, а инаугурация президента - на 7 мая, в честь этого были объявлены 4 дня выходных. Сначала мы хотели сходить в поход, но в горах в это время еще прохладно, поэтому было решено съездить посмотреть долину Чулышмана и сходить в однодневный поход до водопада Учар. К нам выразили желание присоединиться Паша с Асей и Сережа с Лизой.

Неделю была полная неопределенность - выяснилось, что всех, кроме нас, какие-то проблемы с машинами. Но все благополучно починилось и в четверг мы определились, что Лиза и Сережа едут с нами, а Паша и Ася - на своем свежеотремонтированном Филдере. Эх, не вовремя Паша продал Одиссея :)

Суббота, 5 мая. Путь-дорога.

С трудом дождавшись конца рабочего дня, наконец забросили вещи в машины и отправились в путь. А вещей у нас было много - таскать на себе ничего не надо было и мы размахнулись и взяли все, что может пригодится, я даже зонтик взяла. Еду мы решили по возможность покупать готовую на базах и продуктов я взяла минимум. Зато алкоголя было с запасом - решили что он не портится и есть не просит. Перед выездом выяснилось, что в этот день Паша был на складе стройматериалов и его там цапнула местная собака, после чего ему поставили какие-то лекарства и прививки. Но наши планы это не нарушило и он было готов ехать.
Погода была чудесная, после дождя выглянуло солнышко, над поселком Геологов увидели радугу и решили, что это добрый знак для поездки.
поселок Геологов
После Искитима дорога стала свободнее и мы подразогнались и вскоре услышали явно посторонний свист со стороны левого заднего колеса. Остановились - тормозной диск горячий, Паша неосмотрительно сунул пальцы и обжегся. Постояли, подумали и решили ехать до ближайшей СТО или шиномонтажки. Поехали потихоньку, звук вроде бы исчез. Тут и шиномонтажку открытую увидели немного не доезжая Тальменки. Остановились, подняли машину, сняли колесо, Паша пытался понять что там не так. Пока разбирались разговорились с прагматичным работником шиномонтажки:
- Далеко едете?
- Да, далеко, около 800 км.
- А вы же на двух машинах?
- Ага.
- А во второй место свободное есть?
- Да, есть, там двое человек едет, а в этой мы вчетвером.
- Ну так пересядьте все туда.
- Зачем? Думаете свистит потому что народу в машине много?
- Нет, если что случится, чтобы только водитель убился, а не все вместе.
Тут мы не знали уже что ответить и разговор свернули. Кстати, шиномонтажка это часть отдыхательного комплекса Грани Алтая, там еще гостиница, ресторан и заправка. Пока ждали купили там вкусных огромных пирогов по смешной цене.
Паша никакой неисправности не нашел, поехали дальше и вроде бы звук исчез. Но при подъезде к Барнаулу дорога расширилась, мы опять разогнались и опять засвистело. Мы решили заехать в Барнаул и поискать там СТО. В Барнаул заехали по сюрреалистичному мосту, он зачем-то был очень извилистым, прямо лабиринт. В городе мы выяснили, что в Барнауле нет ни одной круглосуточной СТО. Покатавшись по центру решили еще раз снять колесо и поменять тормозные колодки местами. Для этого мы выбрали место поосвещенней, которое по случайному совпадению находилось прямо у какого-то управления милиции полиции. Мимо постоянно ездили раскрашенные машины с мигалками, но никто не поинтересовался зачем мы посреди ночи снимаем колесо у машины и у своей ли. Обсудили, что день какой-то крайне неудачный: Пашу покусала собака, у Аси украли кошелек в тц, теперь вот фигня с машиной. На этой неделе на йоге сказали, что 11й день лунного месяца считается неблагоприятным и в этот день лучше не выходить из дома и ничего не делать. У нас шел уже 14й день месяца, но он тоже был явно неправильным.
починка машины
Как ни странно, смена колодок помогла и мы поехали дальше. Не знаю, что бы мы делали без Пашиных познаний в устройстве колес Кстати, навигатор тоже полезная штука, благодаря ему мы ни разу не заплутали в Барнауле.
Первоначальный план у нас был часа в 3 ночи приехать в Усть-Сему и там заночевать, Ася забронировала нам базу. Мы уже сильно выбились из расписания, но решили все-таки ехать туда. Остановились на полчаса подремать у въезда в Бийск.
обратная сторона Бийска
многострадальная машинка
новая заправка напротив
По дороге впечатлились грандиозными ремонтными работами на участке дороги Карлушка-Соузга. Местами было ощущение, что едем по дну карьера.
ремонт дороги
На базу приехали в 6 утра, выпили по баночке пива и решили спать до 12.

Воскресенье. 6 мая. Едем дальше.

Проснулась я на удивление отдохнувшей, быстренько умылась и пока все собирались пробежалась по деревне. Тут уже была настоящая весна, все цвело, прямо как сакура в Японии.
старое и новое
цветение в Усть-Семе
Пообедали в кафешке и поехали дальше. Сегодня в планах преодолеть Кату-Ярык и добраться до базы на берегу Чулышмана. Семинский проехали не останавливаясь, а на Чике-Тамане задержались пофотографироваться и посмотреть результаты очистки перевала. На днях в новостях прочитала, что там закрашивают надписи и снимают ленточки с деревьев. И действительно, работы шли полным ходом.
подъем на Чике-Таман
дорога в облака
вид с Чике-Тамана
мы на фоне "фотообоев"
закрашенные надписи
спуск
За Чике-Таманом мы обнаружили чудесное явление, оказывается на Алтае растет куст, который покрывает все склоны гор и весной цветет чудесными сиренево-розовыми цветами. Между собой мы назвали его багульником. По пути домой погуглили и выяснили, что почти угадали - на самом деле он назывался маральник. Зрелище непередаваемо красивое, мы не выдержали и остановились пофотаться. Правда, выяснилось что мы поторопились и чуть дальше виды совсем захватывающие.
на берегу Ильгуменя
на фоне фиолетовых гор
неземной пейзаж
Проехали базу, на которой останавливались 3 года назад, кажется уже так давно было. Пейзажи потрясающие, необычные. Я раньше никогда не была на Алтае весной, оказывается сильно отличается от лета. По дороге Лиза сказала что ее план на Алтае - потрогать маленькую лошадь, маленькую корову и маленького барана. Когда проезжали деревню за перевалами увидели маленький памятник Ленину и предложили Лизе потрогать его. Тема "потрогать маленкого кого-нибудь" сопровождала нас всю поездку - "ой, смотри, маленький алтаец! хочешь его потрогать?".
Еще мы открыли новую разновидность птиц - горностаи. Лиза сказала, что ей всегда казалось, что горностай, это название птицы, от слов "горный" и "стая". Мы подумали и согласились, что мелкие птички, которые летают стайками и щебечут, это явно горностаи. Ну или на крайний случай куропатки, потому что слово тоже прикольное.
слева база
М52 вдоль Катуни
выход красной породы
До Акташа доехали уже почти к вечеру. Заправились на последней по пути надежной заправке.  Проехали Красные ворота.
Красные ворота
я для масштаба
Красные ворота с обратной строны
речка рядом с Красными воротами
Проезжали мимо Улаганских озер, они еще были покрыты льдом. Открывались очень красивые виды, но решили не останавливаться, потому что время близилось к вечеру, а спускаться с Кату-Ярыка в темноте совсем не хотелось. В Улагане прекращалась сотовая связь и остановились позвонить.
Улаган
маленькие лошади в Улагане, трогать их не стали
 После Улагана проехали Балыктуюль. Тут поняли, что дорогу толком не представляем, мы с Олегом смотрели карту и казалось, что перевал совсем рядом, но по дороге не было никаких указателей и признаков приближения к нему. Оказалось, что ехать еще больше часа, на перевал добрались уже в сумерках, я сделала пару кадров и поехали вниз.
Кату-Ярык
я на фоне долины Чулышмана
начали спуск
Лично мне было страшно ехать по самому краю пропасти, сначала даже издавала какие-то нервные вскрики. С ужасом представляю каково было спускаться до ремонта дороги - сейчас там нагребены "бортики", а раньше их не было и дорога была с уклоном в сторону пропасти.

Спустившись, мы сразу уткнулись в базу Кату-Ярык. Первоначальный план был проехать еще 30 км и заночевать на базе рядом с переправой к Учару, но все уже устали, что ехать еще час по плохой дороге совсем не хотелось. Да и было непонятно, есть ли там домики, а в долине было холодно и дул пронизывающий ветер и в палатке спать совсем не хотелось. Общим собранием решили остаться ночевать здесь и сняли три домика-аила. Выяснилось, что столовая у них не работает и максимум они могут предложить кипятка из реки, поэтому наша еда была весьма кстати. Приготовили ужин на газовой плитке и отметили приезд глинтвейном.
ужин в честь приезда

Понедельник, 7 мая. Поход.

Ранний подъем мы естественно проспали, но решили попробовать все же дойти до водопада. План Б был пойти на Каменные грибы, точка старта там же, но идти в другую сторону и всего 2 км, мы решили, что это не так интересно.
Прогулялись немного по базе.
подъем на перевал начинается прямо у ворот базы
Чулышман - отсюда мы брали воду. Чай и без заварки был приятного чайного цвета. А купаться в  ледяной воде как-то не хотелось, и так было холодно.
За час мы проехали 30 км до места впадения Чульчи в Чулышман, тут нужно было переправиться на другой берег на лодке. Стоило это 500 рублей с лодки, мы влезли в две. Страшновато было преодолевать порог на хилой моторке.
долина Чулышмана
на другом берегу Чулышмана
переправа
вторая партия прибывает
долина Чульчи, начало дороги к водопаду
Далее нам предстояло пройти примерно 12 км до водопада по горной тропе, вышли мы около половины второго и времени было в обрез. Сначала дорога шла по долине, но вскоре мы шли по краю крутого склона.
мимикрия - клопы на кусте
горные коровы
тропа идет по берегу Чульчи
Еще на этапе подготовки я читала, что в нескольких местах надо переправиться через ручьи, а в одном месте пролезть по скале над обрывом. Первые же встреченные люди рассказали, что не дошли до водопада, потому что там страшный обрыв и они побоялись лезть. Вскоре мы уткнулись в широкий ручей и не сразу нашли переправу. Мостик был явно свежий, на деревьях еще не засохли листья. Перелезать на самом деле было не так страшно, как казалось. Может какие-нибудь эквилибристы и могут пройти по этим жердочкам, а мы перелезали на попе.
первый пошел!
остальная команда подтягивается
 Дальше тропа шла по краю обрыва, мы очень торопились, Паша с Асей отстали. Чуть позже они связались с нами по рации и сказали, что Паша сильно стер ногу и они возвращаются назад. Встретили еще людей, все нас успокоили что тропа вполне проходима и мы спокойно пролезем.
ящерица
 Наконец мы добрались до "страшного" места, там мы догнали двух парней, которые уже перелезли и отдыхали на другой стороне. На деле обрыв был не отвесный и падать было невысоко - через метров 5 уже текла река. В "сезон" тут натягивают веревку и в скалу вбиты крюки под нее, но в этом году еще не успели натянуть. У нас собой был шнурок, который мы таскаем на всякий случай, предложили парням помочь нам его натянуть. Выяснилось, правда, что он не особо полезен, потому что веревка наша хреновая, непрочная и тянется. Мы вобщем-то и не предполагали такое использование - максимум рюкзаки на ней спустить или белье посушить. Зато в процессе натягивания все по 3 раза слазили туда-сюда без всякой веревки.
веревка в процессе
уже натянули
 Дальше тропа совсем испортилась, пару раз мы продирались через отвратительно колючие кусты. Зато впереди показался водопад и дразнил нас своей обманчивой близостью.
вдалеке Учар
В одном месте промахнулись мимо тропы и чтобы выйти на нее нужно было лезть по крутой сыпухе метров 50. Тут Лиза не выдержала и заявила что хочет назад и никакой водопад ей не нужен. Сережа с Олегом совместными усилиями убедили ее, что глупо потратить столько сил и развернуться когда осталось чуть-чуть.
сбились с тропы
Сережа убеждает Лизу идти дальше
Последний час был самым трудным. Встреченный турист наобещал мне, что осталось идти минут 15, а по факту я шла от этого места минут 40. Под конец тропа шла по влажной низинке, я шла уже почти на автомате и обратила внимание на парня в яркой одежде и с треккинговыми палочками и тут со мной он поздоровался. Я с удивлением узнала Сашу Останьковича, он сказал что уже совсем близко и как раз на последнем участке очень много клещей и настоятельно посоветовал осмотреться потом. Мы договаривались, что в 5 вечера поворачиваем назад, где бы мы ни находились. И к водопаду мы как раз добрались без 5 минут 5.
Учар
маральник
мы дошли, мы молодцы!
 Честно сказать, я так устала, что водопад не очень впечатлил. Посидели там минут 15, отдохнули и пошли назад. После низинки осмотрелись и сняли с себя четырех клещей. На обратном пути ноги уже подкашивались, но надвигающиеся сумерки заставляли торопиться.
на обратном пути перелезать было уже совсем легко
облако начинает сползать в долину
Мы уже настолько привыкли передвигаться по горам, что на привале только через несколько минут поняли, что спокойно сидим в метре от обрыва.
привал
посмотрели вниз
долина Чульчи
Бодрее всех шел Сережа, все-таки не зря он ежедневно занимается спортом, а ведь больше всех переживал, что 25 км по горам это слишком много. Наконец мы дошли до реки и переправились на другой берег, где встретились с Пашей и Асей. Они повернули и шли не торопясь наслаждаясь красотами, поэтому ждали нас не сильно долго. Обнаружилась надпись на машине "Лыжи - ересь. Здесь были сноубордисты", мы поняли что это Илья оставил нам послание. Лучше бы написал, что они стоят на соседней базе, мы бы может в гости заехали.
Очень кстати в машине оказалось пиво, то что надо после такого изматывающего похода. Мы с утра съели по бутербороду и дошираку, а в течение похода так торопились, что есть было особо некогда, сжевали только по печенюшке и пол-шоколадки. На удивление особого голода мы не испытывали, вот она сила волшебного доширака. Тем не менее, с удовольствием съели колбасу с хлебцами и поехали назад.
На базе к нам подошел местный работник и спросил, нет ли у нас лишнего алкоголя, они хотели купить или поменяться на рога. Рога нам были не очень нужны, а лишняя бутылка водки как раз была и в баню очень хотелось. Мы решили, что очень кстати закупились алкоголем с запасом и сторговали водку на баню. Пока ждали поужинали с пивком, баня все откладывалась и попали мы туда уже совсем поздно. Зато давно очень приятно было попариться после тяжелого дня.

Вторник, 8 мая. Зима.

В этот день планировалось сходить на каменные грибы, но так как мы остановились далеко от переправы, то решили отказаться от этой идеи и ехать в сторону дома. Да и после Учара все тело болело, сказывалось что мы шли слишком быстро и без привалов почти, обычно у меня в походе ничего особо не болит.
При расчете за домики опять пригодились наши излишки алкоголя - половину мы оплатили коньяком, с учетом его стоимости экономия получилась хорошая. До обеда собирались, прогулялись по окрестностям базы, немного прокатились вверх по Чулышману и доехали до конца дороги.
на базе рядом с домиками
у начала подъема в Кат-Ярык
Лиза не зря занималась танцами
про водопад Учар
где-то вдалеке ЮБТО (южный берег Телецкого озера)
напротив базы
ура! маленькая лошадь! потрогать не далась - сбежали они от нас
Немного пугал подъем на перевал. Самое крутое и длинное первое снизу плечо, за деньги в него могут затащить уазиком. Мы наблюдали, как форд фокус проехал по нему метров 100 и остановился. Тронуться в горку у него не получалось и пришлось ему ехать задом вниз. За это время скопилась приличная очередь из машин, дорога по ширине рассчитана только на одну и надо ехать с запасом расстояния между машинами. Дошла наша очередь и мы поехали, доехали без проблем, двигатель не перегревался, но мы на всякий случай останавливались охладиться и полюбоваться видами.
первое плечо перевала
единственное групповое фото где есть все
суровые алтайские байкеры - один едет, второй бежит за ним
дорога в небо
я сижу на краю...
противоположная сторона долины
Наверху обнаружили обзорную площадку, которую не заметили по дороге туда.
внизу база, на которой мы останавливались
я тоже не зря йогой занимаюсь
Кату-Ярык
долина Чулышмана в сторону юбто
интересно, это они специально или просто место располагает обняться :)
Ехать решили не торопясь с остановками для фото. С дороги было видно ледники на горизонте, может быть даже Белуху.
далекие ледники
В Улагане наконец появилась мобильная связь и все начали звонить родственниками.
Улаган
козлиные бои в Улагане
рыжий всех победил
Очень необычные пейзажи перед Улаганским перевалом. Зелени еще не было, небо заволокло тучами и пошел снежок. Все это вызывало ассоциации с ядерной зимой и пост-апокалиптическими фильмами. Фотографии не передают этой атмосферы. Остальные сказали что это тоскливо и неинтересно, а мне очень понравилось.
перед Улаганским перевалом
начинается снег
На Улаганский перевал мы въехали уже под настоящим зимним снегом хлопьями, температура опустилась ниже нуля и мы поторопились ехать дальше пока не похолодало сильнее. Когда мы проезжали эти места два дня назад снега на земле было значительно меньше, значит были снегопады. А у нас в долине Чулышмана было лето.
на Улаганском перевале, валит снег
 Улаганские озера проехали не останавливаясь, два дня назад на них был только лед, а сейчас лежал слой снега.
одно из Улаганских озер
непогода разыгралась
До Акташа мы доехали почти вечером и решили ехать ночевать на Семинский, на спортивную базу. В долине Чуи погода была совсем другая - светило солнце и было тепло. Сережа высказал пожелание посидеть вечерком у костра.
М52 в долине Чуи
Солнце из-за туч
 поужинать остановились в Белом боме
объявление в кафе в Белом боме. Конь - ценное имущество
При приближении к Семинскому погода испортилась. Сначала пошел дождь, потом снег, температура упала за 0. У нас началась легкая паника, что мы не сможем заехать в перевал, но водители сохраняли спокойствие. На Семинский поднялись благополучно, хотя рядом с дорогой лежал уже приличный слой снега. Повернули к УТЦ Семинский, к счастью там были места и мы сняли номера по 450 рублей с человека.
Пока платили за номер и оформлялись, я прочитала на двери объявление. "Приглашаем на экскурсию на ферму. Есть разные животные и т.п. Можно потрогать. ...". От смеха я не могла говорить, мы решили что обязательно посетим ферму и исполним лизин план - потрогать маленькую лошадь.
разгружаем вещи
мы жили на втором этаже этого корпуса
запасы вина
Номера были отличные, с горячей водой, батареями, но с элементами строгого пионерлагеря. Вообще-то мы планировали сократить наши запасы вина и пойти играть в снежки, но выяснилось, что в 11 вечера корпус закрывается и выходить на улицу запрещено. Потом я обнаружила правила  проживания, жалко я это не сфотографировала. Там была куча запретов со штрафами, в том числе стандартные - курить в номере, включать электроприборы и т.д. Выкрутить шуруп из стены стоило 100 рублей, закрутить - 200. Если всю ночь тренироваться с одним шурупом, то можно попасть на большую сумму. Также запрещалось вешать вещи на дверцы шкафов.Огляделись - у всех шкафов были раздвижные дверцы. Более того, они все были сняты, видимо и на них умудрялись что-то повесить. Мы сразу нарушили правила - сделали чай на газовой плитке.
Чуть позже всплыла еще одна проблема - тонкие стены из оргалита. Так как погода испортилась, после Учара у нас болели ноги, то на завтра планов особых не было и мы с чистой совестью решили вести разгульный образ жизни и допить остатки вина. Но остальные постояльцы были с нами несогласны и недовольный голос из-за стены объявил нам что мы пьяны и мешаем им спать. Мы с ними согласились и решили переместиться в другое место. Нас поселили в два номера - однокомнатный для Паши и Аси, и двухкомнатный. В "зале" ночевали Сережа и Лиза, а я попросилась в маленькую комнату, потому что всю поездку мы собирались у нас в домике и мне захотелось уединения. Итак, мы переместились в номер Паши и Аси и примерно полчаса было все нормально, но потом на пороге появился мужчина в шортах и заявил, что спать под наши разговоры он не может. Мы были в отчаянии, деваться-то некуда, даже на улицу нельзя выйти. Шепотом разговаривать было ужасно смешно и нисколько не тише. Мы провели разведку и обнаружили, что комната, в которой ночуем мы с Олегом одной стороной выходит на лестницу, а второй - в комнату Сережи и Лизы, то есть соседей там нету. Так что итог одинаковый - все опять собрались у нас.

Среда, 9 мая. Экскурсия в хлев.

Мы думали, что утром выглянет солнце и все растает, но в окне был зимний пейзаж. Позавтракали остатками еды. Интересно, что еды, которую я покупала из расчета, что мы будем питаться на базах, нам вполне хватило на 3 дня, хотя готовую еду ни разу не покупали.
вид из окна на Семинский перевал
Мы выселились из номеров и пообедали в местной столовой. Погода не улучшалась и снегопад продолжался.
майский снегопад
вспомнили вчерашнее Сережино пожелание посидеть у костра
 Водители решили, что им нужно некоторое время, чтобы прийти в себя и чтобы прекратил снег и мы пошли на экскурсию на ферму, которая больше была похожа на хлев. За 60 рублей с носа нас провели по коровнику, свинарнику и действительно можно было всех потрогать. Мы принесли из машины недоеденную морковку и купили в столовой хлеба, чтобы всех накормить. Почему-то, особенно всем хотелось накормить новорожденных животных, которые питались только молоком. Первой появилась очень общительная беременная коза, которая настойчиво попрошайничала и мы с трудом сберегли часть хлеба для остальных животных. Наши радостные вопли "О, смотри, корова!", "Ой, козлята!", "Ты всех покормил? - Нет, гуся не покормил, его сложно покормить, он убегает!" очень забавляли местных работников. Но мы действительно в обычной жизни так редко сталкиваемся с живыми животными, и получили огромное удовольствие от экскурсии. Особенно понравились козлята - они тыкались в руки шелковистыми мордочками и пытались сосать пальцы. К сожалению, только маленькой лошади не было.
гусь лапчатый
Лиза трогает козу
коровы оказывается очень теплые наощупь
попрошайка
в свинарнике
хрюшки греются
поросята очаровательны
через полминуты коза попробовала забодать Пашу
индюк, оказывается он издает такие интересные звуки
охранник
Когда мы вышли с фермы обсудили, какие все животные милые и как будет жалко есть мясо. Особенно свинину, ведь маленькие поросятки такие милые, мы все долго не сможем ее спокойно есть...Ехать было еще рано и мы пошли в столовую выпить чаю. Там у нас случился неожиданный шопинг - продавались продукты с фермы и мы накупили домашнего кефира, масла, сыра и сала. Уминая за обе щеки сало с хлебом вспомнили милых поросяток.
Погода не улучшалась и после обеда решили ехать домой. Дорога вроде была сухая и нескользкая, а термометр показывал -6.
снежные тучи
впереди Семинский перевал
один из домиков базы
Дорога домой прошла на удивление быстро, трафика летнего не было и ехалось легко. От Семинского до дома доехали за 7 часов с ужином в Тальменке.