пятница, 15 июня 2012 г.

Дорогой облаков. Неизвестные Каракольские.

Подготовка

В этом году июньский праздник выпал на вторник, в честь этого намечалось 3 дня выходных. Мы решили взять выходной в рабочую субботу и сходить в поход куда-нибудь недалеко. На Каракольских были два раза, но дальше озер и Багаташа не продвинулись в силу различных причин, поэтому решили повторить и прогуляться подальше.

На самих озерах решено было не останавливаться, а сразу пойти дальше. План был посмотреть озеро Вероники, Виктории, но так как вменяемой карты с тропами не нашли, передвижения были запланированы весьма приблизительно, думали на месте у гидов уточнить.
За неделю записались на заброску с Алтай-Вояжем (800 руб/чел), составили список вещей, меню, купили продуктов. Еды на двоих на 4 неполных дня получилось примерно 5,5 кг, всего рюкзаки были у меня около 11-12 кг+1,5кг фотик, у Олега 22-23 кг.

Пятница 8.06, выезд из дома, прибытие в Чемал

Без приключений выехать у нас как обычно не получилось. Мы не торопясь собрались, поужинали и около 23-30 отъехали от дома. В Чемале нужно было быть около 7 утра, так что у нас был небольшой запас по времени с учетом пустых ночных дорог. Мы проехали примерно час, я уже задремала и тут Олег вспомнил, что забыл дома ботинки. Без них поход невозможен абсолютно точно - из обуви у него с собой сандалии и летние туфли-мокасины. Поворачиваем назад, едем и подсчитываем время, по нашим расчетам успеть к 7 нереально, но я вспоминаю что вроде бы мне говорили, что время старта из Чемала в 8, да и в прошлые разы, когда заявлялось время 7, в реальности выезд затягивали на 30-40 минут. Решаем рискнуть, находим телефон Алтай-Вояжа в Чемале, если будем опаздывать, то будем уговаривать нас подождать.
Час на возвращение домой и повторный старт от дома в 1-45. В 6-30 проезжаем Усть-Сему и звоним в Чемал, нам подтверждают, что отправление в 8 утра, выдыхаем и ровно в 7 останавливаемся у ворот базы в Чемале. У нас еще целый час на переодевание и окончательный сбор вещей.

Суббота 9.06. Заброска, первый день похода

Уже привычный ГАЗ66. В Эликманаре подсаживается парочка с рюкзаками и горными лыжами и мы с удивлением видим знакомые лица - в прошлом году в этих же числах они тоже забрасывались с нами на озера, а потом мы видели их лагерь на первом озере. Знакомимся, их зовут Слава и Лена, и предварительно договариваемся взять их в попутчики в машину на обратной дороге. Выходим на поляне, откуда все идут пешком и к нам подходят с предложением, от которого трудно отказаться - доехать до озер на машине. Слава сразу соглашается - у них тяжелые лыжи и ботинки, мы тоже недолго сомневались - после бессонной нервной ночи идти в горку тяжело, да и хотелось в первый же день уйти с озер подальше, не тратя время на прохождение уже очень хорошо знакомой тропы.
Нам везет на ненормальных собачников - в прошлом году на Мультинские ехали с тойтерьером, а на этот раз напротив сидела девушка со шпицем. Она тоже заинтересовалась заброской, я ей сказала, что собачка точно до верха не дойдет, но девушка была готова тащить ее на себе в сумочке.

героическая собачка
В итоге на машине наверх поехали мы вчетвером, по дороге смеялись над собой какие мы матерые походники и не взять ли такси на все время похода. ГАЗ66 оказался на удивление удобным, с сидениями от маршрутки, трясло весьма умеренно, ехать на открытом воздухе было приятно, хотя выхлопными газами попахивало.
Чей-то домик по дороге
очень комфортный транспорт

поля огоньков
довольная что машинка нас везет и не надо идти ногами
остановились на перекур
водитель сказал, что вдалеке можно разглядеть Семинский перевал
На базе спросили у администратора и гидов дорогу до Вероники и Виктории, никто ничего не знает! Похоже, они знают только как пройти по озерам и как на Багаташ подняться. Правда, нам сказали, что знающий гид сейчас в отъезде.

пятое Каракольское озеро
На пятом озере перекусили дошираком и в 13-30 вышли в сторону Замков горных духов.
по дороге на перевал Багаташ
на перевале Багаташ
Тут мы совершили первую ошибку - после перевала дорога раздваивалась, более натоптанная вела левее в сторону обзорной площадки на озера, а мы взяли правее, решив что она ведет напрямую в Замки духов.
По дороге к Замкам духов (они виднеются на заднем плане)
горные анютины глазки
неопознанный цветочек
Тропинка шла по красивейшей долине, но гпс нам показал, что мы явно слишком забираем направо, в сторону стоянки Кедровая поляна, поэтому мы решили пройти напрямик через долину к виднеющимся вдали Замкам духов.
Замки горных духов совсем рядом, осталось пересечь эту долину
Замки горных духов обманчиво близко
Но путь напрямую пролегал через заросли карликовой березки и болотце, приходилось местами продираться через кусты выше моего роста.
пробираемся по болотцу
 Зато по пути у меня из-под ног вылетела птица и мы обнаружили ее гнездо с яйцами. Был бы на нашем месте Беар Гриллз, он бы точно попробовал их на вкус, но мы трогать их не стали, только сфотографировали.
 К Замкам духов мы добрались только к 6 вечера, из-за неправильного выбора направления мы потратили много сил и решили впредь стараться идти исключительно по тропе. И еще нас сильно сбили с толку координаты Замка горных духов в викимапии, там в качестве координат стояли координаты точки в 600-800 метрах от них, откуда была сделана фотография, поэтому мы сомневались, что скалы, которые мы видим действительно Замки духов.
Замки горных духов
 Дальше у нас стоял вопрос куда идти дальше. Можно было пойти на стоянку Кедровая поляна, до нее по карте было около 1.7 км, но завтра пришлось бы идти в обратную сторону. В гпс была обозначена еще одна стоянка в нужной нам стороне, но было непонятно как туда идти, тут мы увидели тропу, уходящую в нужно направлении и решили пойти по ней и через полчаса поняли что идем на Аккаинский перевал.
Вид с тропы на Аккаинский перевал
Деваться уже было некуда, посмотрели на карту и решили по дороге искать место для ночлега.
На перевал мы взобрались около 7 вечера, с него открывался красивый вид на долину с Аккаинским озером. Тут нам пригодился штатив и мы сделали единственную за поход фотографию вдвоем.
На Аккаинском перевале
С перевала озеро казалось совсем близко и мы решили заночевать на его берегу. Тропа шла в стороне от озера и мы опять решили пройти напрямик и конечно же попали в заросли березки, болото и курумник, отличное сочетание! Часа полтора мы продирались через заросли и, подобравшись поближе к озеру, обнаружили, что его берега покрыты такой же березкой и на вид болотистые, то есть палатку там не разбить. Солнце уже зашло за гору и нужно было срочно решать с ночлегом. Тут нас спас гпс - он показывал недалеко от нас ручей, мы действительно нашли его, он большей частью тек под камнями, мы нашли только одно место, где можно было набрать воды.
Олег пошел за водой на ручей, рядом наш лагерь
Метрах в 100 от ручья нашли относительно ровную площадку без березки и разбили на ней лагерь.
В итоге в этот день мы ходили с 13-30 до 22-00. Ночь была звездная, но сил фотографировать не было. Уже лежа в палатке я вспомнила, что в этих местах водятся медведи, а наша недоеденная еда стоит в кастрюльке рядом с палаткой. Я выбралась из спальника и отнесла ее метров за 20 за камень. И только снова забравшись в спальник, поняла что кроме кастрюльки есть еще пакеты с колбасой, сыром и прочими вкусностями. Понадеявшись, что медведь наестся из кастрюльки, я наконец уснула.

Воскресенье 10.06. Второй день похода

Ранним утром нас разбудило солнце, так как лагерь мы разбили в чистом поле, в палатке стало невыносимо жарко, кое-как поспали до половины девятого.
наш лагерь

вид из лагеря
палатка в чистом поле
Аккаинский перевал, с которого мы вчера спустились
тропа навер
на фоне Аккаинсокого озера
тропа на перевал
Аккаинское озеро
на фоне Аккаинского озера
 В 11-30 собрали вещи и пошли дальше. Вчера мы заметили тропу, уходящую в сторону озера Вероника и пошли по ней. Залезли на перевал рядом с Аккаинским и попали на плато на высоте 2000 метров. Тут случилась неожиданная находка:
- Смотри, медвежье дерьмо!
- Да ну, это же лошадиное...
- Ну тогда это очень странная лошадь - она питается исключительно кедровыми орехами.
Слава богу, на вид оно было явно не свежим, но находка не очень радовала.
хребет Иолго, дальняя вершина - его высшая точка, гора Аккая около 2400 м.
На плато мы заметили тропинку, которая привела нас в долину ручья Угул, через час пути мы пришли на очень симпатичную стоянку под кедрами.
долина ручья Угул
Тут мы бросили рюкзаки и налегке пошли к озеру Вероники, по гпс оно было совсем рядом, меньше чем в двух километрах.
Но тут мы опять допустили ошибку - сначала пошли не по той тропе, а когда она исчезла, решили идти напрямик. Опять заросли березки, курумник и прочие радости, к тому же мы пошли вдоль неправильного ручья и пришлось возвращаться.
На озеро мы благополучно попали и нашли там обратную тропу, очень удобную, она вела прямо к стоянке,  на которой мы бросили вещи. Над озером возвышалась гора Аккая около 2400 м, на нее мы решили не лазить - не было времени, да и сил. Думаю на нее нужно закладывать целый день.
озеро Вероника
озеро Вероника, над ним возвышается Аккая
На обратной дороге ко мне в рукав куртки залетел шмель и покусал за руку, она сразу распухла, покраснела и заболела. На стоянку мы вернулись около 17-30 и стали думать, что делать дальше. Возвращаться обратно к озерам тем же путем не очень хотелось, я смутно представляла, что тропа должна дальше возвращаться к Каракольским через озеро Вероники. Мы прогулялись вперед налегке, убедились, что тропа не исчезает и решили идти дальше с вещами, чтобы встать лагерем подальше и на следующий день идти вперед. Но через час пути с рюкзаками у нас возникли сильные сомнения - тропа уходила все ниже в долину, мы уже спустились на 200 метров от уровня стоянки. От Каракольских нас отделял высокий хребет с крутыми склонами и не было никаких признаков, что через него можно перебраться, а тропа уходила в противоположную сторону. Лес стал гуще, начался бурелом прямо с картин Шишкина, в существование медведей здесь легко верилось.
Мы повернули назад и разбили лагерь на понравившейся стоянке. Получился неплохой фитнесс - 2 с лишним часа с рюкзаками с перепадом высоты 200 м.
Опять была звездная ночь. Засиделись допозна и употребили половину запасенного коньяка.
Звездное небо
у костра
Понедельник 11.06. Третий день похода
На этот раз палатка стояла в тени кедра и нам удалось выспаться как следует. Переход планировался недлинный - до стоянки Кедровая поляна, поэтому мы как следует отдохнули и вышли из лагеря в 3 часа дня. Шли уже по знакомой тропе, траверсом прошли на Аккаинский перевал. Вокруг опять ни души и никаких признаков присутствия людей, только вертолеты периодически летают мимо.
долина ручья Угул
точка в небе - это вертолет
долина с Аккаинским озером
идем на Аккаинский перевал
вид с перевала
Небо хмурилось с самого утра, временами выглядывало солнышко, но ближе к вечеру погода испортилась окончательно. Первые капли дождя упали, когда мы спускались с перевала к Замкам горных духов. Остановились, надели чехлы на рюкзаки, на себя дождевики и решили идти в сторону стоянки Кедровая поляна. Спустились по тропе от Замков духов около километра и наткнулись на стоянку под кедрами, судя по карте это была не Кедровая поляна, но решили остаться там. Дождь поливал до самой ночи с небольшими перерывами, в которые нам удалось набрать дров, сходить за водой, натянуть тент и поставить палатку. Все-таки тент очень полезная вещь! Было ощущение, что в долину сползло облако и мы находимся в середине - временами ближайшие деревья скрывались в густом тумане. Ночью вроде было не холодно, но очень сыро, поэтому я ужасно мерзла и несколько раз просыпалась, с сожалением думая, что в рюкзаке на улице у Олега точно есть еще теплые вещи.
Вторник 12.06. Четвертый день похода. Возвращение.

Утром проснулись от голосов на улице и топота лошадей. Голос с нами поздоровался, пожелал доброго утра и сообщил, что на улице чудесная погода и пора вставать. Когда мы выбрались из палатки никого рядом уже не было. Воздух был прохладным, но солнышко припекало хорошо, нам удалось просушить все вещи.
сушим вещи
вид из лагеря
огонёк
наш лагерь
Собирались мы как-то очень медленно и вышли только в 13-30. Опять прошли мимо Замка горных духов, на небе были раскиданы потрясающие облака.
Замки горных духов
На этот раз мы пошли по нормальной тропе и приметили тропу, которая судя по всему уходила к озеру Виктория.
На обзорной площадке сделали классические фото с озерами и турами. Все так же, как и в предыдущие два раза, но каждый раз восхищает красота этих мест.

снежник над вторым Каракольским озером, намного меньше, чем в прошлом году
Каракольская долина
туры на перевале Багаташ

К пятому озеру мы спустились только половину пятого, быстро перекусили и пошли вниз. Шли мы поздновато - никого не встретили и на поляну, откуда отправлялись машины пришли ровно в 7, к назначенному времени отправления. Машина уже стояла почти полная, грузились последние вещи. Мы сели на последние сидячие места, проход был весь забит рюкзаками и еще двое человек ехало стоя. В ЗИЛ влезло в итоге 25 человек, было ужасно душно и тесно, зато отправление произошло вовремя, как только мы залезли. В прошлом году мы еще 40 минут сидели в машине и ждали водителя. Думаю, опоздали бы мы минут на 5-10, уехали бы без нас, так как никто нас не ждал, не сверялся со списком. Наоборот, возмущались - "кто вы такие, какого числа наверх ехали, к нам вы не влезаете". После четырех дней вдали от людей, ехать в такой тесноте было странновато и непривычно.
В Чемале мы были около 9 вечера, пересели в машину, поужинали в Усть-Семе и домой приехали в 4 утра, так что я даже успела почти выспаться перед работой.

На обратном пути остановались в Элекмонаре, записали телефон частника, который возит на Каракольские на ГАЗ66, у него оказалась и цена ниже на 100 р., и машина комфортнее - с нормальными сидениями, а не скотовозка, как у ЗИЛа.

Заключение

Нам все понравилось. Конечно, по красоте и величественности гор эти места несколько проигрывают более отдаленным местам типа Северо-Чуйского хребта, но зато ехать сюда недалеко, заброска налажена и маршруты легкие. И совершенно безлюдно, за 4 дня мы вообще никого не видели, после этого прошлогодние Мультинские кажутся мегацивилизованным местом.  Если бы были карты с тропами, эти 4 дня можно было бы провести намного результативнее, но получилось тоже неплохо - почувствовали себя немножко первооткрывателями.