среда, 5 октября 2011 г.

Египет. Сафага

Подготовка

Мысль съездить еще раз в Египет появилась, когда мы начали осознанно нырять. Хотя от первой поездки в Дахаб в 2009 году остались впечатления не очень - море холодное, ветер, арабы, мы думали дайвинг все это перевесит. Ведь многие отзывались, что лучший в мире дайвинг-снорклинг именно в Красном море. В Шарм-эль-Шейхе по отзывам красивее и разнообразнее, но рейсы туда из Новосибирска были раз в 2 недели, а столько времени на Египет тратить не хотелось.

В сентябре появились предложения туров на неделю в Хургаду по смешным ценам - от 11-13 т.р. Оказалось, ездить по пакету очень нервно - столько трудов потратили на выбор отеля. Миллионы  отзывов, куча противоположных, некоторые читаешь как анекдот. Очень ответственное занятие, на месте отель уже  нельзя будет поменять и будешь торчать на его территории весь отпуск и питаться невкусной едой. С тоской думала о Тае, где мы часто ничего не бронировали, а еда и развлечения к отелю мало привязаны. Пока выбирали цены на туры постоянно менялись, по несколько раз в день, а потом еще и отменили вылет в день, когда мы собирались лететь. В итоге выбрали отель Менавилль в Сафаге и вылет в другой день. Тур на 5-13.10 купили в агентстве "Тур Ист", мы там уже постоянные клиенты, выпросили 7% скидку. Тур на неделю (7 ночей/8дней) в условные египетские 4* с олл-инклюзивом обошелся в 18,5 тыс с человека.

День первый.

Вылет по плану был утром, около 8, еще пока ехали в аэропорт обратили внимание на сильный туман. Приехали за 2,5 часа до вылета и на регистрации были почти последними, места достались где-то в конце салона. На лестнице к паспортному контролю попали в пробку из людей. Почти одновременно вылетал рейс в Тунис, а наш чудесный аэропорт не приспособлен пропускать два рейса одновременно, было ужасно душно, даже одной девушке в очереди стало плохо и ее вывели под руки на свежий воздух. Наконец, прошли контроль и поняли что рейсы-то задерживаются. За окном действительно был туман.
туман в Толмачево
Точное время задержки не сообщали, только каждый час продляли еще на час-полтора. Нашли свободные сидения и попробовали спать, час примерно это удавалось успешно, а потом у всех проснулись дети, начали бегать и орать, и в дополнение к этому рабочие начали что-то громко сверлить - шло строительство дьюти-фри. Но, тем не менее, мы радовались что места в зале ожидания достаточно и удобные мягкие сидения без подлокотников - никогда не забуду железные скамейки в Домодедово и Ташкенте. Олег пытался спать, я болтала по аське, читала на нгс новости о небывалом тумане и массовой задержке рейсов.
Олег пытается поспать
Часам к 11 рейс в Тунис пригласили на посадку мы им позавидовали. А наш самолет, по слухам, сел в Красноярске и никак не мог вылететь к нам. Спать уже расхотелось и первый день отдыха начался с пива в аэропорту. А авиакомпания выдала по пакетику сока.
традиционное фото в аэропорту, на заднем плане строящийся дьютик
традиционное фото в аэропорту
Через час выяснилось, что тунисский рейс никуда не улетел, и после двух с лишним часов сидения в самолете их вернули назад в зал ожидания. Лучше уж как мы, в аэропорту с пивом и чипсами, чем в духоте без еды и воды в самолете. Часам к 12 туман рассеялся, сначала стали пускать на посадку регулярные рейсы. Нам обещали что самолет уже вылетел из Красноярска и как только он прилетит, нас посадят и мы полетим. Мы уже мысленно попрощались с первым днем отдыха - в отель до заката точно не попадали.
Часть тунисского рейса села бухать в Чашку кофе, был забавный момент - по громкой связи начали объявлять "Внимание, внимание!..." и вдруг все прервалось. Нетрезвый голос из кафе громко подхватил на весь зал ожидания: "Рейс, задерживается! Задерживается, рейс!". Тут опять прорезалась громкая связь и бодрый голос сообщил, что рейс в Тунис действительно задерживается еще на 3 часа, до 6 вечера, т.е. почти на 12 часов от первоначального времени. По слухам причина этого - несоответствие самолета каким-то техническим регламентам. А мы в это время как раз шли на посадку, вылетели около 4х часов дня.
На летном поле я сфотографировала самолет и была остановлена службой охраны аэропорта, они потребовали удалить фотографии. Странно - не первый раз фотографирую, всегда это без проблем было. По пути немножко поснимала из иллюминатора - пролетали над какими-то красивыми горами.
вид с самолета
Долетели мы без проблем, в самолете несколько раз извинились за задержку и неудобства.
В аэропорту нас встретили, загрузили в минивэн и повезли в отель. Мы уже сильно оголодали и хотели побыстрее приехать. Но не все так просто - мы с полчаса кружили по Хургаде и искали отель, в котором нужно было высадить первую партию туристов. На третьем круге было уже желание выйти вместе с ними.
В наш отель попали уже почти в 9 вечера, заселили нас быстро, но видимо потому что денег при заселении мы не предложили, поселили нас в дурацкие номера в самом дальнем углу отеля, без балкона/террасы и окнами на дорогу. Сил менять номер уже не было, поэтому пошли ужинать. Но и тут все оказалось сложно - ресторан нашли, еды на тарелки  набрали, столик свободный отыскали, но столовых приборов нигде не было. С соседнего столика сказали просить официантов, но все они говорили - "Сядьте на место". Чувствуя себя идиотски зверски голодные сидели минут 5 над полными тарелками. Как мы потом поняли, в ресторане как раз закончились чистые приборы, а официанты не могли по-человечески объяснить это. Наконец, приборы принесли и мы смогли поужинать.
ресторан отеля, на заднем плане вывеска дайвцентра
ресторан отеля

День второй.

Проснулись пораньше и пошли разведывать ситуацию с дайвцентрами. Мы предварительно договаривались с русскими гидами, работающими в дц соседнего отеля, но из-за задержки рейса в назначенный день мы к ним не пришли, а сегодня у них был выходной. В том дц нам ничего не смогли предложить - бот у них уже почти ушел, а на берегу свободных инструкторов и гидов не осталось. Вернулись в дц при нашем отеле, называется Менадайв, они нам предложили присоединиться к их боту, но мы уже не успевали. Тогда нам предложили сделать чекдайв на домашнем рифе после обеда. Так мы и остались нырять с ними, цены были примерно одинаковые с соседним дц и бонусом бесплатно предлагался найтрокс на все дайвы. Гиды - немцы и пара арабов, клиенты тоже поголовно немцы.
После завтрака была еще встреча с отельным гидом Магдаленой - весьма своеобразной женщиной. Она честно сказала, что не будет придумывать небылицы и запугивать нас неработающей страховкой на "левых" экскурсиях, даже некоторую полезную информацию сообщила. Экскурсии мы брать не собирались, но рассказывала она очень интересно, мне даже захотелось куда-нибудь съездить.
Перед чек-дайвом посноркали перед отелем, обнаружили небольшой риф и даже некоторое количество интересных рыбок.
риф у отеля
Тут произошла неприятность - я сноркала в новом дайвкомпьютере, а потом сняла его в пляжном душе и благополучно там забыла. Поняла это только при сборах на дайв, когда уже оделась. Вода, кстати, весьма прохладная, поэтому я все время ныряла в длинной пятерке. В этом дц на всех регуляторах были консоли с компьютерами и решили искать свой комп потом.

Первый опыт ангайдед дайвинга.

На дайв пошли с инструктором Харри и его студенткой, для проверки взяли пустой бокс от фотоаппарата. Заход с берега, нужно было проплыть немного по поверхности, потом над песчаным дном с "травкой" (я так называю водоросли, они похожи на редкий газон) и оказываешься на рифе. Тут мы продемонстрировали пару навыков (снятие маски и "кончился воздух"), чтобы Харри убедился что мы еще что-то помним, дальше он занялся студенткой, а мы просто плавали вокруг. Сайт понравился, живенько, разные рыбки и даже голожаберников пару мелких нашли. Но через полчаса с начала дайва  Харри знаками показал, что его студентка замерзла и хочет на берег, а нам он предлагает остаться одним. Я была не уверена, что найду дорогу назад, но возвращаться с полным баллоном было совсем обидно, поэтому переглянулись и решили остаться. Поплавали по рифу еще полчасика и решили закругляться. Выбрали направление и поплыли над знакомым песчаным дном с "травкой", плывем-плывем, а становится все глубже. Остановились, пообщались жестами и поплыли обратно. Тут мы понимаем, что заблудились, всплываем и... оказываемся посреди моря. Берег где-то вдалеке, вокруг ходят боты, а у нас даже сигнального буйка нету, все это время мы плыли прямо в противоположную сторону. Я даже с трудом  различаю на берегу где наш дц и куда надо плыть. Запоминаем примерное направление, подныриваем на 5 метров и плывем к берегу. Без визуальных ориентиров и компаса плыть прямо очень сложно. Разок всплываем и корректируем курс, становится страшновато когда боты начинаю ходить совсем рядом, поэтому ближе к берегу и плывем уже по поверхности, по-моему, где-то на этом этапе я стерла пятку ластой. На причале маячил Харри, видимо он начал подозревать, что у нас что-то не в порядке. Столько в скубе на ластах я никогда не плавала, даже на Тао, на берег я еле выползла. По компьютеру продолжительность дайва получилась 85 минут!

Договорились о дайвинге на завтра и пошли искать комп. На наше удивление, администратор на ресепшн сразу нам его вернул, сказал что его нашел работник отеля, мы передали ему вознаграждение.
Осмотрелись на территории отеля - много зелени, все ухоженно. Правда, попахиваем местами канализацией. А около 5 вечера всю территорию окутывал густой дым - проводилась антикомариная обработка. Обнаружили, что мы действительно живем в самых неудачных номерах - были номера намного лучше, с балконом и окнами на море. Но решили не менять, т.к. для этого надо было находиться в отеле днем, и мы не хотели пропускать ради этого дайвинг.

Менавилль
вход в лобби и ресторан
итальянский ресторан и кофейня
дорожка от номеров к морю
а это хорошие номера, которые нам не достались
детская площадка, правда за неделю ни одного ребенка на ней не видели
отельный пляж, очень длинный
заход в море по небольшому пирсу
а с другой стороны - песчаный вход
бассейн
бассейн отеля
После ужина вышли за территорию - вокруг отеля делать нечего, ряд сувенирных лавок с приставучими арабами и ничего интересного.

улицы Сафаги
Сафага

День третий.

С утра позавтракали, взяли ланчбокс и загрузились на бот. В отличие от большинства мест, где мы ныряли (кроме Тао), тут полное самообслуживание - сам грузишь все свое на бот, включая баллоны, сам собираешь все снаряжение. Еще одно отличие - стальные баллоны, в Тае везде аллюминиевые. Мне стальные даже понравились - они короче и не бьешься в воде затылком об вентиль и пустой баллон не тянет вверх.
Стандартное расписание - два дайва в день, у дц 3 бота, обычно один шел на дальние сайты, один на ближние. На стене дц висел список дайверов с распределением по ботам и количеством дайвов. Мы со своими примерно 50 дайвами на общем фоне выглядели совсем новичками, у всех было 200-300-500.
На первый день выбрали дальние сайта, идти до них было около двух часов, гид на боте один, в этот день был араб Ашраф.
Сафага с моря - типичный египетский пейзаж
второй бот нашего дц
 Сначала мы сидели на верхней палубе, но очень скоро меня стало ощутимо укачивать. Качало достаточно сильно, я еле спустилась по лесенке, доползла до заднего борта и остаток пути провела там пристально всматриваясь вдаль. В этот момент мне уже ничего не хотелось. Даже Олега слегка укачало, а все немцы спокойно валялись на верхней палубе и никто не подавал признаков укачивания.
на верхней палубе - еще не укачало
собираемся под воду

Наконец пришли на первый сайт, египетские рифы с поверхности выглядят своеобразно, в ЮВА таких рифов мы не видели.
вид на риф сверху
Первый дайв был на сайте Shaab sheer west.
карта

В начале дайва посмотрели рэк (паром  Al Kahfain), потом красивые пейзажи, гроты, пещерки. Много ярких рифовых рыбок, но сами кораллы какие-то серые. Наверное, потому что все твердые, мягких мало. Отличная видимость, вода кристально чистая. Брифинг провели по-английски, не знаю уж ради нас, или гиду-арабу было так удобнее. Тут мы оценили предприимчивость египетских дц - бот припарковался с одной стороны рифа, а чтобы начать дайв с другой стороны и пройти вокруг рифа, нужно было заброситься туда на маленькой лодке и это стоило дополнительных денег, 4 евро с человека. Можно было не забрасываться, но тогда во время дайва нужно было проплыть вдоль рифа и вернуться тем же путем, к тому же нам рассказали, что на другой стороне рифа, конечно, намного красивее. Мы напросились плыть за гидом, хотя он не понимал, зачем нам это - мы же сертифицированные адвансы, навигацию сдавали, типа намекнул "давайте, сами как-нибудь плавайте". Я вспоминала как мы сдавали навигацию, мне становилось смешно. (Сдавали на Тао, в синьке без ориентиров. Нужно было вдвоем по компасу проплыть по квадрату и треугольнику. С большим трудом сделали один квадрат, с перепадами  глубины с 7 до 20 метров. На треугольнике сделали 4 стороны, а на втором квадрате на очередном угле забыли направление и поплыли не в ту сторону и вместо квадрата получилась змейка. Когда нужно было на компасе вычислять углы азимута для поворотов, я разучилась складывать числа и жутко тупила. В процессе этого несколько раз всплывали и наш инструктор Паша нас пугал барокамерой за наши прыганья вверх-вниз. После всего этого в своих способностях к подводному ориентированию я сильно сомневаюсь. И вообще, у меня карта сайта на бумаге, не накладывается на подводный пейзаж, не могу под водой понять где что.)
затонувший паром
гид извлек миску из иллюминатора
рэк достаточно новый и хорошо сохранился
гид нас даже сфотографировал вдвоем
Jackfish
еще jackfish
незивестная рыбка, я называла таких "золотые"
очень мелкие яркие рыбки, при приближении прячутся в коралле
рыба-собачка
красивые подводные пейзажи
Олег
медузка
скат
игра света
Между дайвами перерыв на обед (отельный ланчбокс не порадовал - пара мелких огурцов и помидорок и куча булок), и небольшой переход к месту второго погружения на другой части того же рифа - Shaab sheer west.
медузка
под такими выступами "рвет крышу" - там рыбки плавают вверх ногами, т.к. считают что дно там где твердое
какие-то крупные рыбы
пара рыб-бабочек
еще рыбы-бабочки другого вида
молодая рыба-ангел
взрослая рыба-ангел, достаточно большая (около полуметра)
еще рыба-ангел
Олег позирует
"подводная роза" - икра голожаберника
коралловый веер
мурена
скат
В день обычно делается два дайва, нырять закончили около трех часов дня, примерно в 5 были в отеле. На обратном пути тоже ужасно укачивало. По приезду договорились, что на следующий день пойдем на ближние сайты, и пошли отмокать в бассейн. Вечером ужин, уже начали запоминать последовательность песенок на детской дискотеке. "Взрослая" анимация неинтересная совсем.

День четвертый.

Ныряли на "ближних" сайтах, бот до них шел вдоль берега и качало намного меньше, чем в открытом море, так что морская болезнь не сильно досаждала. Но и на сайте было более людно, там же ныряли с берега, с длинного пирса.
риф идет вдоль берега
Не завидую жителям отеля на берегу - им чтобы искупаться нужно дойти до моря по этому пирсу. Когда выбирали отель читала про один, что главный минус - пирс длинной 800 метров.
пирс
Ашраф проводит брифинг
 Первый сайт - Ras Abu Soma, план погружения очень простой - вдоль стенки и обратно, поэтому осмелели и уже плавали без гида.

мурена
я
необычный боксфиш
один из триггеров - спинорог Пикассо
рыбка, которая живет в норке на дне, обычно вместе с креветкой
Batfish
вроде кто-то из триггеров
рыбки клоуны
большинство коралловых рыбок плавает парами, например эти рыбы-бабочки
и эти рыбы-бабочки тоже
рыба-попугай, самая обычная, но сфотографировать ее очень сложно
Второй сайт Abu Soma Garden совсем рядом с первым, мы просто поплыли в другую сторону рифа:

потрясающая прозрачность воды
классический египетский пейзаж - море и пустыня
еще мурена
боксфиш стремительно уплывает от меня - не догнала
Scorpionfish
раньше мне не удавалось сфотографировать самых обычных рифовых рыбок так близко, а тут они какие-то непугливые и спокойные
осминожка
осминожка - видно как он дышит
яркий коралл
ракушка-устрица
мягкий коралл - поминает мне цветы яблони
яркий твердый коралл
коралловые рыбки

День пятый.

Ночью поняли, что за ужином Олег сильно отравился. Чем, не очень понятно, ели мы все абсолютно одинаковое. Накормила его всеми таблетками, которые у меня были и пошла в дц, сообщить, что нырять сегодня не сможем. Тут я столкнулась с немецкой пунктуальностью. Дц по расписанию открывался в 8-15, я пришла пораньше, около 8, было закрыто. Села на диванчик у входа и стала ждать, ровно в 8-15 люди, до этого сидевшие за столиком вдалеке, подошли и я узнала работников дц. Интересный подход - чтобы не опоздать, надо прийти пораньше, а чтобы не переработать - можно посидеть и подождать.
В дц мне посочувствовали, дали местных таблеток для Олега и предложили пойти одной, с Харри в качестве бадди. Я немного подумала и согласилась, Олегу своим присутствием я особо не помогала, а в одной на пляже было бы совсем тоскливо.
Мы опять шли на дальние сайты, укачивало, но я предусмотрительно не поднималась на вторую палубу. По дороге видели стаю дельфинов, они проплыли совсем близко от бота.
дельфин
риф
Оба дайва были  на одном рифе Abu Kafan, это один из самых длинных рифов в Красном море, его протяженность 300 метров.
карта
Ныряли втроем - Харри, я и немецкая бодрая бабушка лет за 70. На этот раз брифинг был по немецки, я внимательно слушала и к концу начала даже что-то понимать. Потом Харри отдельно мне повторил все кратко, он сказал, что мы будем нырять с внешней стороны рифа и там есть вероятность увидеть акул, но для этого надо погрузиться поглубже, метров до 25. Я думала, что это бабушка захотела так и ответила, что не против. Опять пришлось забрасывать туда на зодиаке за дополнительную плату. Лодочка, когда мы вышли в открытое море за защиту рифа стала сильно прыгать по волнам, я один раз чуть не выпала, хорошо Харри успел меня поймать.
На дайве акул не видели, зато видели красивую отвесную стенку с огромным горгонариями. Было глубоко и все фотографии получились синие.
Харри плывет вдоль стенки
креветки
После дайва, когда я сидела и рассматривала отснятые фото, ко мне подошла бабушка и спросила, что я сняла и на какой глубине. Потом пожаловалась, что не любит глубокие дайвы и что мы ничего особенного не видели, а другие группы, которые были на меньшей глубине, видели черепаху и дельфинов.
Во время перерыва рядом с ботом появилась стая дельфинов, все быстро нацепили маски-ласты и попрыгали в воду. А у меня не было трубки и напал ступор :( То есть она была, но в номере на берегу. Я думала, что дельфины быстро уплывут и не стала прыгать без трубки, пофотографировала их с бота, а они не торопились исчезать.
дельфины
дельфины подплыли совсем близко к соседнему боту
Мое замешательство увидели мальчики-матросы:
- Don't you like dolphins?
- I like, but I have no snorkel...
Тут один из них быстро притащил мне свою трубку и я успела посмотреть на удаляющиеся спины дельфинов. Больше дельфинов так близко я никогда не видела.
Второй дайв был с внутренней стороны того же рифа, на этот раз неглубоко.
Мурена
рыба фугу
рыба хирург
губка
рыбка-клоун
риф Abu Kafan
 Забавно, на следующий день планировался ночной дайв, всем предлагали записаться, а немецкая бабушка сказала, что хочет, но ее дедушка, т.е. муж, на ночные не отпускает :) По-моему, здорово, когда пожилые люди могут себе позволить и по здоровью, и по деньгам, вести такой активный образ жизни.
После обеда море совсем успокоилось и на обратном пути я уже могла сидеть на верхней палубе и любоваться видами. Периодически пролетали стайки летучих рыбок, а рядом с берегом мы проплыли мимо большой черепахи.
Встретила Олега, выяснилось что потравился он серьезно, обращался к врачу даже. Страховка от Библиоглобус оказалась очень хорошей - врач принимал в нашем же отеле и не было никакой франшизы. Он выдал Олегу антибиотиков и ему стало уже значительно лучше. На следующий день мы решили сделать перерыв и не нырять, а если к вечеру состояние будет нормальным, сходить на ночной.

День шестой.

Весь день провалялись на пляже, плескались в море и сноркали.
рыбки клоуны
паффер
триггер
кальмары
Олег себя чувствовал хорошо, поэтому пошли на вечерний дайв на сайт Tobia Kebir, недалеко от отеля.
закат над горами
 На боте после брифинга выяснилось, что наш гид Ашраф  простудился и в воду лезть не хочет, а дайверов как раз четное число и мы можем пойти без него парами. Мы немножко посомневались - все таки в открытом море это у нас первый ангайдед, да еще и ночью, было страшновато. Мы пошли последними из трех пар, фотоаппарат с собой решили не брать, а то с ним я вообще ориентация в пространстве теряю. Сайт несложный - туда и обратно вдоль стенки. Ощущения от того, что ты вдвоем в темное под водой странные, неуютно как-то, гид все же уверенность придает. А ближе к концу дайва у Олега еще и фонарик стал помирать, хорошо у нас был с собой наш маленький запасной фонарик. Видели обычную живность, пару крупных мурен и ската. Когда в конце дайва успешно нашли бот, я очень обрадовалась, потому что меня больше всего пугало, что мы его потеряем, всплывем где-нибудь в открытом море и будем там болтаться до утра, а за ночь нас обглодают акулы.
После дайва еле успели на ужин. А потом посмотрели любительское файершоу в исполнении команды аниматоров.
после ужина на пляже было файершоу в исполнении аниматоров

День седьмой.

На следующий день уже был вылет домой и хотелось напоследок понырять побольше. Очень кстати в этот день был запланирован дайв рано утром. Сначала думали, что это рассветный дайв (когда погружаешься в темноте еще), но потом оказалось что просто выехали пораньше, чтобы успеть нырнуть три раза за день. Встали затемно и рассвет встретили на боте.
рассвет
отель на рассвете
Олег
я

В этот день нас сопровождал новый гид-немец. Сначала он провел брифинг на немецком, а потом персонально для нас на английском. Понравилось, что рассказывал все очень подробно.
Первый сайт - Salem Express. Материал с сайта http://www.arabia.ru:
"Салем Экспресс" ("Salem Express"), построенный в 1966 году, затонул 16 декабря 1991 г. в Красном море, на рифе Hyndman.
Пассажирский паром "Салем Экспресс" направлялся из Порта-Саида в Сафагу. На борту находилось около 690 (по другим данным 1000) пассажиров – паломников из Мекки.
От сильного удара после столкновения 1000-ти тонного корабля с рифом, открылся доступ в грузовой отсек в носу корабля. Вода устремилась внутрь судна и затопила трюмы в считанные минуты. Спастись удалось только 180 пассажирам.
Красивый белый корабль лежит правым бортом на основании рифа носом с общим уклоном 15° от носа к корме. Он виден уже с поверхности.
Неплохо сохранились практически все элементы надстроек и такелажа.
Водолазные боты швартуются с восточной стороны судна, и аквалангисты подходят к кораблю со стороны киля. Корабль лучше осматривать с кормовой части, где видны великолепно сохранившиеся огромные винты. Наиболее интересная часть для внешнего осмотра - главная и кормовая палубы. Вдоль правого борта можно увидеть на дне несколько шлюпок, все еще прикрепленных к судну, а также громадные дымовые трубы.
Двигаясь вдоль фальшборта, вы попадаете к форштевню судна. На нем видны глубокие вмятины, оставленные коралловым рифом во время удара. Недалеко от этого места можно увидеть огромный якорь, лежащий на левом борту парома.
Внутрь корабля можно проникнуть через иллюминаторы ходовой рубки и через открытый люк по левому борту. Здесь груды предметов лежат где попало, узкие проходы позволяют дайверам двигаться только друг за другом, поднятая ластами взвесь быстро ограничивает видимость.
Восточнее судна пространство на многие метры усеяно обломками покрытий палубы, шлюпок, такелажа и груза, сброшенного с палуб.
Погружение на "Салем Экспресс" требует серьезной подготовки и определенных навыков погружения на затонувшие объекты.
Длина судна – 110 м.
Водоизмещение – 1.105 т.
Глубина – 10-32 м.
Гид рассказывал примерно тоже самое, только сказал что внутрь нельзя, потому что это как бы могила.
брифинг
карта покрупнее
кораллы быстро покрыли поверхность парома
пробоина в носу от удара об риф
вокруг огромные стаи рыб
нос корабля - помялся от удара
заглядываю в "лобовое стекло"
антенна
спасательные шлюпки - вывалились и лежат на дне рядом с кораблем
эмблема Салем
боксфиш
винты и киль
на поверхности корабля много рыб-игл, гид объяснил, что они любят железо
одним глазком заглянули внутрь
вокруг обломков кипит жизнь
еще один боксфиш
рыбы-бабочки
 Второй сайт - риф, на который напоролся паром, Shaab Hamdallah. Очень красиво, мне пожалуй этот дайв больше всего понравился. Очень красочно, разная живность, интересный рельеф. Картинки, как из рекламы Красного моря.
Lionfish спрятался, сначала увидела рожки и не поняла что это, чуть рукой не потрогала
морская звезда
голожаберник - единственный встреченный нами вид в Египте
водоросль
тридакна
картинка как из рекламы
Scorpionfish
Третий сайт - Shaab Claude. На этом сайте у меня наконец проявилась способность к навигации, благодаря подробным описаниям нашего гида. Он в этот сопровождал немца-опенвотера и дайвы мы начинали вчетвером. Примерно через полчаса опенвотер выдышивал весь воздух и они возвращались на бот, а мы плавали еще полчаса вдвоем. В описании сайта гид упомянул, что на углу рифа растет огромная зеленая горгонария и в ней живет маленькая рыбка, которую они называют рыбка-полотенчик за сходство с кухонным полотенцем по расцветке. Я потом поискала - по-русски эта рыбка называется "длиннорылый кудрепер", вот придумаю же! И в момент, когда я уже начала пугаться, что мы заблудились, мы нашли этот коралл с рыбкой и я поняла наше местонахождение. Так что мой внутренний навигатор работает чисто по-женски - не накладываются на маршрут расстояния-направления-повороты, а если есть запоминающиеся ориентиры, все легко и понятно.
бесхвостый скат
рыбка-полотенчик
кружевной коралл
lionfish, или крылатка
Это был заключительный дайв в эту поездку. Было обидно, потому что именно в последний день понравилось больше всего.
Вечером впервые за весь отдых засиделись допозна с вином. До этого я за ужином выпивала "снотворную" дозу 1-2 бокала и после этого меня начинало неудержимо клонить в сон. Опытным путем установили, что если продержаться и выпить еще, то спать уже не хочется и вообще весело. Не хотелось уезжать, еще пару дней было бы в самый раз.
последний вечер в Сафаге
все три бота нашего дц
с пирса можно рассмотреть рыбок
играемся с фотоаппаратом

День восьмой. Отъезд.

Вылет домой был поздно вечером, из отеля нас должны были забрать около 8 вечера. Мы немного доплатили и продлили себе номер до 6 вечера, чтобы спокойно собраться после пляжа. Гид сказала, что в день приезда нам полагался обед, но из-за задержки рейса мы его пропустили и он переносится на последний день. Мы попытались объяснить это на ресепшн, получалось как-то непонятно и путано, в итоги мы были сражены точностью и краткостью, с которой ответ наш вопрос и ответ на него сформулировал администратор отеля: "Первый день обед - нет. Последний день обед - да."
Весь день загорали-купались-снорклили, обошли территорию отеля. Ужасно не хотелось в нашу серую осень.
Поужинать нам предлагали "зайцами" соседи по отелю, которые уезжали позже нас. Но отельная еда уже надоела, поэтому пошли в уличное кафе, еда там тоже не впечатлила, но хоть какое-то разнообразие.
Вечером нас почти по расписанию забрали из отеля и вылетели домой всего с часовой задержкой.

Итоги

Съездить стоило хотя бы для того, чтобы окончательно убедиться, что пакетный отдых в отеле и Египет нам не нравятся. А также, что дайвинг в Тае нам нравится больше, чем в Красном море. И видимость хорошая, и красиво, и рыбки яркие, но не хватает какой-то изюминки, чего-то необычного. Не было почему-то дикого восторга, как в следующую поездку на Филлипинах. Если еще раз поедем в Египет, то постараемся попасть на сафари. Отель вполне ответил нашим ожиданиям. Главное его преимущество - хороший длинный пляж. И мы даже когда пришли после 10 утра, нашли свободные лежаки, с трудом конечно, но они все-таки были. Если бы не отравление, все вообще было бы отлично. Вгоняет в тоску однообразность такого отдыха - каждый день одинаковые завтрак-обед-ужин, одинаковая детская дискотека за ужином. Когда читала отзывы наткнулась, что кому-то не нравилось, что завтраки одинаковые, я подумала - ну и что такого?. А когда на пятый день я не открывая крышек знала что в какой кастрюле лежит, поняла, что мне это тоже сильно не нравится. Не понимаю, как люди едут так на две недели и все время проводят в отеле, даже на экскурсии не ездят.
Рада, что хорошо потренировалась фотографировать, на Филиппинах это было очень кстати, потому что там с первого дайва пошли всякие интересности. Ну и просто продлить себе лето на неделю было здорово. Правда по возвращению выяснилось, что у нас тоже лето продолжается - было +25.