четверг, 25 октября 2012 г.

Honeymoon. Part 2. Divesafari at Komodo. Days 3-5.

25.10.12 Третий день сафари

Утром с замиранием сердца включаем камеру. Она включается - но показывает черный экран, а вскоре говорит "хррр" и отказывается закрывать объектив. "Это конец," - решаем мы, но в качестве последней надежды кладем сушиться на солнце, хуже от этого уже не будет. В компенсацию отсутствия подводной камеры решаем, что надо не лениться доставать зеркалку.
Утренний дайв на сайте Castle Rock. Сайт представляет собой подводную скалу с сильным течением, на брифинге Дармин долго объясняет конфигурацию сайта и направление течений. Показывает, что в одном месте по центру скалы течение более слабое, мы постараемся попасть туда. А по краям скалы течение сильнее - там нужно быть аккуратными, чтобы не унесло в открытое море. "Вам всегда говорили - нельзя ничего трогать под водой, нельзя трогать кораллы. Забудьте это правило - вы на Комодо. Тут приходится держаться за что-нибудь и постарайтесь, чтобы это оказалось хотя бы неядовитым." Обычно брифинги я слушая вполуха, все равно на дайве просто следую за гидом, не вспоминая карту сайта. Но тут стараюсь запомнить получше, а после того, как нам выдали рифовые крюки, становится слегка страшно.
Капитан долго подруливает, чтобы мы спрыгнули в нужном месте. Скалу не видно с поверхности, видно только необычные волны посреди гладкого моря.
Наконец, мы прыгаем, гребем изо всех сил и погружаемся как можно быстрее, 5 метров, 10, 15, - сайта нет, 20 - видим вдалеке дно... Дармин поворачивается к нам и впервые мы видим это жест - скрещенные руки с поднятыми вверх пальцами. Мы промахнулись мимо сайта, дайв отменяется. Медленно всплываем, висим сейфети стоп, на поверхности Дармин говорит, что будет вторая попытка. В баллонах были обычные щедрые 240 бар. После 8 минут дайва осталось 190, в принципе, тоже допустимо для погружения, но на всякий случай нам меняют баллоны.
Капитан подруливает еще более тщательно, очень утомительно и жарко стоять во всем снаряжении. Наконец, опять прыгаем, стараемся уйти вниз еще быстрее и видим риф. Ура, мы попали! Нас течение несет прямо на него, хватаемся за кораллы и понимаем, что течение очень сильное. Ощущение, что попал в горную реку и пытаешься продвигаться против течения. Кажется, что сейчас потоком воды сорвет маску и вырвет изо рта регулятор.
Мы закрепились на склоне подводной скалы, уходящей вглубь под углом около 40 градусов, Дармин начал продвигаться по ней глубже, показывая нам знаками следовать за ним, мы старались не отставать. Это выглядело так - присматриваешь подходящий камень, цепляешься за него крюком и подтягиваешься на веревке. Потом следующий камень и опять подтягиваешься...  Второй рукой тоже нужно держаться, периодически хватаешься за что-нибудь острое или жалящееся, но выбирать удобное место невозможно. Мышцы на руке, которой я держалась за крюк и подтягивалась, болели потом несколько дней, обе ладони были местами обожжены и поцарапаны.
Но происходящее вокруг стоило этих небольших неудобств. Когда мы нашли более-менее удобное место и немного успокоились, увидели потрясающее зрелище. В течении кружила стая 1,5-2х метровых рифовых акул, я насчитала минимум 10 штук. Огромные тунцы, практически не уступающие акулам размером, тревалли и еще какие-то крупные рыбины. Также были огромные стаи рыб помельче, на которых охотились крупные. Было ощущение, что находишься  в партере, а перед тобой разыгрывается представление. Нашла в интернете фото с примерным изображением происходящего:
фото не мое - но было очень похоже, снято на этом же сайте
Мелькнула мысль, что если бы у меня был с собой фотоаппарат, то, во-первых, снять что-либо было бы очень трудно, а, во-вторых, были бы неплохие шансы разбить его об камни, а так у нас хотя бы бокс целый остался.
Представление длилось минут 15, потому что Олег просигнализировал, что воздух у него кончается. Дармин показал, что нужно отцепиться и вместе с течением плыть вдоль скалы. Мне сразу представилась страшная картина, что кого-нибудь из нас выносит в открытое море. Дармин и Олег плыли впереди, а я старалась держаться ближе к скале и меня все время несло на какие-то большие камни, приходилось от них отталкиваться. Это слегка тормозило мое продвижение с течением, Олег потом сказал, что волновался, что я отстану. Наконец, я догнала остальных и мы зацепились за камни недалеко от верхушки скалы на глубине 5 метров.  Места там было не очень много, к тому же там росли кораллы и расположились негостеприимно выглядящие морские ежи. Стараясь держать руку подальше от особо ярко окрашенного и несомненно ядовитого ежа, я чуть не схватилась за очень ядовитую рыбу-скорпиона, спасибо Дармину, он вовремя перехватил мою руку и поместил ее на более подходящее место.
Всего дайв длился 27 минут, но впечатлений было море. Еще час я не могла успокоиться, такой был выброс адреналина. Первая мысль была - как здорово, но больше так не хочу! Мы спросили:
- Дармин, мы промахнулись мимо середины скалы, где течение должно было быть слабее?
- Нет, это и была середина...
Дармин сказал, что течение было необычно сильным для текущей фазы луны и, возможно, где-то недалеко случилось землетрясение. Но чуть позже капитан сказал, что условия так совпали, что и при неполной луне бывает сильное течение. После дайва, рассматривая повреждения на руках, мы обсуждали что перчатки были бы не лишними. На что Дармин сказал, что перчатки у него есть, они и правда лежали в ящике со снаряжением, но он видел, что мы без перчаток и не стал их надевать. Потому что некрасиво, когда клиенты с трудом выбирают место, за которое можно схватиться не обжегшись, а гид спокойно в перчатках хватается за все подряд. Мы впечатлились клиентоориентированность сервиса.
С камерой намечался прогресс - с утра она посушилась и объектив уже открывался-закрывался без посторонних звуков, но экран показывал черноту с надпись "Lens Error". Это слегка воодушевляло и мы вернули ее сушиться на солнце.
После завтрака мы подошли к месту второго дайва - Crystal Rock. На брифинге предложили два варианта дайва, либо нырнуть по течению и будет примерно как на первом дайве. Либо нырнуть с "подветренной" стороны, где течение намного слабее, но тогда и шансов увидеть крупную живность намного меньше. Мы обсудили между собой и решили, что хватит с нас экстрима и хотим спокойный дайв. Но уже почти на подходе подумали, зачем же мы поехали на Комодо, если отказываемся от того, чем он выделяется среди других мест в мире. Дармин одобрил наше решение, чувствовалось, что он не сомневался, что мы передумаем и пойдем в течение.
На этот раз не было такого бешеного напора воды , но и рыб было меньше, мы уцепились за скалу и наблюдали пару акул и нескольких тунцов. Дармин показал жестами, что одна из акул беременна - у нее действительно был раздут живот. А за выступом острова течение и вовсе стихло и можно было спокойно плыть, Дармин даже нашел нам пигмейского конька. Очень непривычно было без камеры, не знала куда девать руки и с непривычки начинала ими грести. В голове все время возникали мысли "а здесь получился бы отличный кадр". Зато намного больше замечаешь вокруг, не нужно замирать в неудобном месте вниз головой и совать руки в кораллы, чтобы подлезть к какому-нибудь голожабернику; вскоре я вошла во вкус и просто наслаждалась окружающими картинками.
На обед было разнообразие еды - какие-то неведомые овощи. Один по цвету похож на свеклу, а по вкусу на картошку. А из другого овоща нам сделали "картошку фри", на вкус почти не отличалось от обычной картошки, но Дармин сказал, что овощ совершенно другой и его нужно как-то особым образом готовить, иначе будет невкусно. Он раскрыл секрет - почему еда в первый день была так скудна. Оказывается, в качестве кока взяли мальчики-помощника из ресторана, принадлежащего хозяину лодки, ему выдали подробное меню, что он должен приготовить к каждому приему пищи. Он первый раз оказался в море и уже по ходу дела выяснил, что закупленные продукты не соответствуют его "меню", растерялся и первые дни не знал что делать. Потом в дело вступили остальные и начали ему помогать - часть еды готовил Дармин после дайвов, и даже капитан как-то приготовил нам на завтрак наси горенг(жареный рис - национальное блюдо). Еще Дармин в первый вечер проверил запасы и обнаружил отсутствие фруктов, поэтому на второй день  пока мы ныряли утром, матросы наведались на соседний большой сафарийник и купили у них фруктов.
нас продолжают радовать разнообразной едой
за обедом
После обеда Дармин предложил спокойный дайв, чтобы мы отдохнули после утреннего напряжения. А после мы договорились на ночной дайв - в нашей программе изначально его не было, поэтому фонарей нам не взяли, но у нас весьма кстати был запасной.
Третий дайв проходил на сайте West Gili Lawa Laut, совсем рядом с местами погружений во второй день .

Перед дайвом мы с огромной радостью обнаружили, что камера еще подсохла и ожила. Все работало, фокусировалось, фотографии получались нормальные, единственная проблема - на жк-экране были какие-то пятна. Мы решили не тянуть и взяли ее на подводную проверку. Как оказалось, мы слегка поторопились - сразу после начала погружения оставшаяся влага сконденсировалась внутри и камера запотела, на снимках получалось нечто туманно-размытое.
"спецэффекты" запотевшей камеры
Мы дрейфовали со слабым течением вдоль стенки, полюбовались  на рифовых акул и привычные уже плотные стаи рыб. Ничего сверхвыдающегося, просто расслабленный и красивый дайв.
На этот раз Олег решил пойти без гидрокостюма, т.к. вода была очень теплая, а надевать его очень утомительно. Но тут возникла проблема - он снял с пояса 2 груза, а это оказалось слишком много и его начало выбрасывать наверх. Он догнал Дармина и показал ему фразу "мне мало грузов и меня тянет вверх" так: ткнул пальцем в пояс, потом знак "проблема" и знак "вверх". Я давно заметила это и уже хотела отдать один из своих грузов, но решила предоставить решать проблему гиду. К нашему удивлению, он достал сигнальный буй, отдал его Олегу и показал - "ты тут всплывай и виси сейфети-стоп, а мы еще поплаваем рядом". Жестами еще раз объяснили, наконец он понял и отдал один из своих грузов и мы продолжили погружение. Уже на поверхности мы выяснили, что он расшифровал язык жестов так - "у меня проблема с животом, хочу наверх". Обычно он не отпускает никого поодиночке, но т.к. мы достаточно опытны, были в спокойном месте без течений, корабль рядом, он решил что можно и нарушить свое правило :)
В конце дайва встретили группу дайверов, которые только начинали погружение. Интересные ощущения, когда плывешь в 10-15 метрах над дном, а где-то далеко внизу акулы, черепахи, люди, как будто летишь.
После дайва мы встали на стоянку в то же место, что и вчера, потому что рядом был один из сайтов, доступных для ночного дайва.
На этот раз мы перебороли лень и решили все-таки сделать вылазку на берег и взобраться на вершину холма на острове, к ней вела хорошо заметная тропинка. Дармин подтвердил, что тропа проходима и сам он несколько раз бывал на этой вершине. Рядом с нашим ботом встал на стоянку сафарийник побольше, и как раз, когда мы собрались добираться до берега вплавь, от него отчалила небольшая лодка-зодиак с пассажирами. Дармин окликнул их - выяснилось, что на сафарийнике туристы-индонезийцы и они тоже собираются совершить восхождение, после недолгих переговоров они предложили подвезти и нас. Мы с радостью воспользовались предложением - лезть на гору сухими было намного приятнее.
В лодке нам задали стандартные вопросы - кто? откуда? Узнав, что мы из России, они удивились - а откуда вы знаете английский? Дармин уже рассказывал нам, что обычно группы русских туристов на английском не говорят. Однажды, он был гидом на сафари с 12 русскими, из которых ни один не знал ни слова по-английски. Их переводчик заболел и остался на берегу, бросив их на произвол судьбы. На первом же погружении, Дармин увидел, что никто ничего не понял из брифинга. Он сразу заказал с берега доску и маркеры и последующие брифинги проводил в картинках, сопровождая их рассказом на индонезийском.
Время уже близилось к вечеру и мы ускоренным темпом полезли на гору, сразу же обогнав индонезийцев.
начало подъема
 Поднявшись чуть выше сделали привал - было жарко и душно, лезть было тяжело. Зато вид впечатлял, было ради чего стараться. Индонезийцев сопровождал гид - местный дедушка. Он быстро опередил нас и поджидал их на вершине.
наша лодка поменьше справа, слева - второй сафарийник побольше
вид почти с вершины на залив
тропа уходит еще выше
вид с вершины - хорошо видно течение в узком проливчике
добрались до вершины!
летаю
и еще раз течение - примерно там мы ныряли
с обратной стороны острова тоже красиво
 На вершине мы догнали проводника индонезийцев и жестами спросили куда идти дальше - поворачивать назад или дальше по тропе. Он показал, что можно идти вперед - оказалось тропа идет по гребню горы, делает петлю и спускается к берегу почти там же, где мы начали наш путь. Солнце уже село, а фонарика мы не взяли, поэтому спускались почти бегом. Наконец, мы оказались на пляже и застали последние краски заката.
закат
Там же встретили наших попутчиков - они не добрались до верха и спустились примерно с середины пути. Нас предложили отвезти обратно на лодку, но после активной ходьбы по горам хотелось окунуться и мы отказались, попросив передать нашу сумку на кораблик, и поплыли налегке назад. До этого мы все видели на мелководье маленького ската и индонезийцы смотрели на нас как на сумашедших - лезут в сумерках в воду со смертельно опасной живностью.
На полпути я уже пожалела об этом решении - на меня напал совместный страх глубины и темноты, смотреть через маску в темную воду было невыносимо, казалось что сейчас оттуда поднимется какое-нибудь чудище и нападет на меня. Поэтому до корабля я добралась с рекордной скоростью и успокоилась только выбравшись на палубу. Откуда этот страх не понимаю - мы же ныряли в этих местах и видели, что никаких чудищ там нету.
Вскоре пришло время собираться на ночной дайв, сайт Gili Lawa Darat Bay. Так как у нас не было зодиака, который бы мог довезти нас до места погружения и потом забрать, а большая лодка ночью не настолько маневренна, то нам нужно было от корабля доплыть в скубах до берега. У нас были легкие сомнения - мы уже проплывали над местом предполагающегося дайва в масках и не заметили ничего интересного. Но Дармин сказал, что ночью появляется всякая мелкая живность. Мы дали ему наш запасной фонарик, он уверил нас что его будет достаточно, т.к. он и сам не любит слишком яркий свет.
Камера еще не высохла окончательно и мы решили пока оставить ее в покое, в надежде что до завтра она придет в себя.
Весь дайв предполагался на глубине до 15 метров, в основном 5-7. На первый взгляд, дно представляло собой помойку - бутылки, пакеты, пластиковая посуда, первая мысль была - что тут смотреть, кроме мусора?!? Но уже через пару минут стало понятно, что среди мусора живет куча мелких красочных созданий. Тут вот я очень пожалела, что у нас нет камеры, нужно было потерпеть и вместо третьего дайва посушить ее на солнце. Мы встретили и осьминога, и огромного голожаберника, и яркого красного краба в красиво закрученной белой раковине. Уже не вспомню всю живность, но разнообразие поражало. Все это органично вливалось в картину свалки - в поллитровом пластиковом стакане росла маленькая актиния, а в ней жила парочка совсем крошечных рыбок-клоунов. Много было живности, которую мы даже на картинках не видели и не знали как это называется.
По итогам дня компьютер насчитал нам аж 5 дайвов - утренний он посчитал 8 минут и глубину 20 метров. Мы долго думали писать в логбук или нет, но решили на память зафиксировать - самый короткий дайв.

26.10.12 Четвертый день сафари. Манты!

Утром опять предстоял дайв с течениями. Камера вроде бы высохла, но мы решили не брать, вспомнив течения в предыдущий день, когда было совершенно не до камеры и приходилось держаться двумя руками. К тому же после обеда планировались манты и мы решили получше просушить камеру к моменту встречи с ними.
Завтрак с видом на море
 Утро было как обычно безоблачное, солнце сияло, отовсюду вылезла живность - летучие рыбки по одной и стайками выпрыгивали из воды, пролетая порой с десяток метров по воздуху. Птицы охотились на рыбок, по берегу бродила цапля.
стайка летающих рыбок выпрыгивает из воды
цапля на берегу
Дармин проводит брифинг перед погружением
Сайт Golden Passage расположен в проливе между двумя островами. Дармин предупредил, что может быть довольно сильное течение. Мы погрузились и минут 10 расслабленно плыли вдоль стенки, когда мне уже захотелось догнать Дармина и спросить: "Дармин, где же обещанное течение?!", мы приблизились к узкому месту пролива, нас подхватило и понесло. Как и раньше мы зацепились за риф и любовались стаей рифовых акул и тунцов. Вскоре Дармин позвал нас плыть дальше и мы двинулись короткими перебежками от камня к камню, местами встречалось песчаное дно и ухватиться, чтобы затормозить движение, было не за что. В какой-то момент я поймала ощущение, что попала в передачу Дискавери о подводном мире - с одной стороны висит несколько рифовых акул, с другой - стая полутораметровых барракуд, с третьей черепаха с трудом выгребает против течения. И все это на фоне ярких кораллов и огромных стай красочных рыб поменьше.
После первого дайва предстоял достаточно долгий переход до места встречи с мантами. Вода была гладкая как зеркало, не верилось что такое спокойствие возможно в открытом море.
едем к мантам
море-зеркало
Дармин провел брифинг - Манта поинт представляет собой достаточно большой кусок неглубокого плоского песчаного дна с островками кораллов, на этом месте почти всегда есть течение и манты почему-то его любят и приплывают туда стаями. Однако, никто не может на 100% гарантировать встречу, это зависит от удачи - может не быть ни одной, либо сразу 20 штук. Фотокамера на вид окончательно просохла и мы очень надеялись, что нам повезет и удастся запечатлеть мант.
Вскоре мы добрались - стало достаточно мелко и вся команда начала всматриваться в воду. Вскоре раздались крики - "Манта! Манта!".
заметили манту с корабля
 Мы быстро надели маски-ласты, взяли камеру и поплыли. Сначала ничего не было видно, с лодки нам криками и жестами показывали в какую сторону плыть и мы вскоре догнали мант. Мы уже дважды встречали этих поразительных животных, но оба раза на дайвинге. Сноркать с ними оказалось совсем другие ощущения - можно плыть за ними и представлять, что так же летишь сквозь воду.
снорклинг с мантами
снорклинг с мантами - три одновременно
 Одновременно мы встретили трех и проплавали с ними около часа. В конце концов они скрылись, а мы решили вернуться на корабль и готовиться к погружению, надеясь что они не уплыли далеко и еще вернутся. На снорке мы убедились, что вода очень теплая, дайв ожидался неглубокий и я решилась последовать примеру Олега и идти без гидрокостюма. Но совсем в купальнике было как-то неудобно, поэтому одолжила у него шорты. Вид у меня в рашгарде и мужских шортах 50 размера был забавный. Зато ощущения очень понравились - чувствуешь себя намного свободнее, прямо как рыба.
Дармин предупредил, что видимость обычно не очень, но манты любят мутную воду - потому что мутная она обычно от планктона. Первые минут 5-7 мы видели только песчаное дно, покрытое обломками кораллов, мимо проплывали стайки рыбок и периодически встречались участки живых кораллов. Я нашла парочку крохотных черных голожаберников.
мант пока нет
коралловые рыбки
Олег разглядывает что-то в коралле
крошечный голожаберник
парочка
 Мы плыли зигзагами, всматриваясь в голубую даль. Тут я повернулась и в нескольким метрах от себя увидела огромную манту. Она проплыла мимо меня, буквально в паре метров. Я застучала по баллону, чтобы позвать остальных, гид начал оглядываться и увидел ее только когда она была уже в метре от него.
манта
Дармин и манта
Олег и манта
 Вскоре стали появляться остальные - каждые несколько минут мимо нас проплавала очередная манта, иногда по две. Всего, по словам Дармина, их было 5-7 разных особей, некоторые просто проплыли мимо нас по несколько раз. Периодически под водой я слышала пение, подумала что показалось, но на видео тоже его слышно. Потом выяснилось, что это пел Дармин - он сказал, что всегда поет, чтобы подманить мант.

Хотя считается, что кроме мант на этом сайте смотреть нечего, встретилась и другая интересная живность - я нашла в песке пару больших дырок диаметром около 15 см, осмотр с помощью фонарика ничего не дал, палочку я туда побоялась совать. Сфотографировала со вспышкой наудачу и уже на фотографии рассмотрела в глубине креветку, похожую на креветку-богомола.
креветка в норке
триггер чешется об камни
коралловый кустик
большая тридакна
 А под конец дайва мы устроили сеанс медитации под водой. На самом деле это упражнение из курса управления плавучестью, помню как оно мне трудно давалось при прохождении курса, постоянно то падала на дно, то стремительно летела вверх. А сейчас висеть в воде кажется так легко и естественно.

Выбравшись на бот, мы обнаружили, что на соседней лодке целая группа русских. Спросили Дармина - он знал имя владельца, оказалось, и мы его знаем - находили в интернете предложения сафари. Я даже писала ему на форуме вопросы, но он так и не ответил. Вся команда с интересом следила как русские дайверы выбираются на бот после дайва. Наш капитан комментировал действия на индонезийском - Дармин пояснил, что капитан назвал капитана русской лодки дураком, потому что он встал так, что дайверам пришлось напрягаться и грести против течения. А если бы он встал в другое место - дайверов течение само принесло бы к лодке. Мы предположили, что суровые русские дайверы не боятся трудностей - после ныряния в карьерах подо льдом погрести немножко в теплейшей воде против течения даже приятно.
Манта поинт - вид сверху
Нам очень понравилось нырять с мантами и мы долго решали что делать дальше. Дармин предложил на выбор - второй дайв здесь же, либо перейти к другому сайту, похожему на тот, где мы ныряли в первый день сафари.
нас опять кормят вкусностями
 После обеда мы решили, что остаемся - когда еще предоставится шанс полюбоваться на мант. К сожалению, за пару часов условия изменились, вода помутнела и течение усилилось. Но мне даже понравилось - грести не надо, летишь над дном вместе с течением.
Мы достаточно быстро пронеслись над участком песчаного дна. Удалось разглядеть только одну манту, и то она быстро исчезла в мутной воде.

tube anemon - животное, похожее на цветок
Вскоре мы добрались до красивейшего кораллового рифа, там стало мельче и течение почти исчезло.
риф
Потом мы увидели мирно спящую на песке акулу. Сначала я аккуратно подобралась к ней поближе и сфотографировала, а потом показала знаками Олегу, чтобы он тоже подобрался к ней. У нас получился чудесный портрет "я на фоне акулы".
белоперая рифовая акула
она же
Олег на фоне акулы
В конце концов мы надоели акуле и она сбежала. Последние минут 10 мы проплавали над рифом, очень понравилось разнообразие кораллов, они были тут всевозможных форм.
рыбки-клоуны и баллистод на актинии

стайка рыбок над рифом
После дайва нам предстоял переход к острову с летучими лисицами. Это одна из достопримечательностей Комодо - на небольшом островке живет огромная колония летучих лисиц, которые питаются фруктами, растущими на соседних более крупных островах. На закате они покидают островок и разлетаются за добычей. На это зрелище и предлагается любоваться туристам. Олег услышав описание "аттракциона" выразил опасение - если вдруг пока мы будем стоять и смотреть на сотни лисиц, пролетающих над нами, они на нас сверху насерут. Его опасения усилились, когда на подходах к острову матросы поднялись на верхнюю палубу и закутали кондиционеры в полиэтилен. "Точно насерут - вот видишь, за кондеры боятся, накрыли."
По пути открывались интересные пейзажи, море было как обычно спокойным и на поверхности воды легко просматривались течения. Дармин сказал, что несколько месяцев в году бывает непогода и штормит, в это время нырять намного сложнее, потому что из-за волн течения менее заметны на поверхности и приходится делать пробные заплывы перед погружением.
течения в море - идем к лисицам
комодские пейзажи
Пока мы ехали, Олег очередной раз ударился головой - он бился регулярно, раза по 3 в день минимум. Я рассмотрела - голова под волосами вся была покрыта ссадинами. Дармин и матросы тоже посмотрели и сочувственно поохали. Но вскоре было придумано решение - они нарисовали табличку и повесили ее над опасным местом. Мы попросили передать хозяину лодки совет - хотя бы скруглить углы у выступающей части потолка.
с табличкой сразу стало намного безопаснее
За час до заката мы причалили рядом с островком, покрытым густыми деревьями. Дармин объяснил, что на нем и живут лисицы.
островок с лисицами
панорама комодских островков
Ближе к закату мы достали по бутылке пива, приготовили фотоаппарат и стали напряженно вглядываться в небо. Рядом с нами встали на якорь еще несколько корабликов - шоу пользовалось популярностью.
ждем лисиц
 Вскоре после заката над островом появились первые лисицы.
полетели
стало больше
Их становилось все больше, они летели непрекращающимся потоком. Не верилось, что в одном месте может жить столько летучих мышей. Вопреки опасениям Олега, на нас никто не насерил, а Дармин посмеялся, оказывается, команда закрыла кондиционеры, потому что по прогнозу была вероятность дождя. Стало уже почти темно, а лисицы все летели.

27.10.12. Пятый день сафари. Драконы.

В этот день было запланировано 2 погружения утром, а после обеда посещение острова Комодо и знакомство с комодскими драконами.
Утренний дайв на сайте Pendah Island. Сайт представляет собой небольшой островок с крутыми стенками, уходящими в глубину.
начала дайва
парочка голожаберников
креветка-богомол, или mantis shrimp
выгнали на открытое место
в "небе" пролетает черепаха
голожаберник флабеллина
флуоресцентный голожаберник
и еще один такой же
рыба-ангел - голубая окантовка как будто светится
Голожаберник на коралле
коралл, от которого остаются очень неприятные ожоги
"елочка" - прячется при приближении к ней
похож на голожаберника, но на самом деле внутри тела скрывается тонкая белая ракушка
риф
морские лилии
проплываем через расщелину в острове
на мелководье растут очень яркие кораллы
яркие краски на глубине в пару метров
Как раз накануне мы рассматривали фотографии и спросили Дармина - а почему тут триггеры такие неагрессивные? Он посмеялся и сказал, что на самом деле встречаются очень агрессивные особи. На этом дайве мы наткнулись на таких. Дармин был чуть впереди и мы заметили крупного триггера, который начал проявлять к нему неоднозначный интерес. Я постучала палочкой по баллону, чтобы привлечь внимание Дармина, а Олег сигналил мне, чтобы я снимала на камеру нападение. Как раз в этот момент второй триггер цапнул его за плечо. Мне уже стало не до съемок, помня правила обращения с триггерами, я от усердия погрузилась метров на 5 и отплыла подальше от рифа в открытое море. Дармин и Олег тоже благополучно отделались от своих преследователей. Хорошо, что вода сегодня была не очень теплая и Олег был в гидрокостюме, иначе повреждения были бы серьезнее. А так на память остался красивый синяк, который всю поездку менял цвета.
сувенир с Комодо
Второй дайв на сайте Waenillu, рядом с одноименным островом. Дармин пообещал макродайв, по его словам на этом сайте всегда было много неожиданной странной живности. Я очень радовалась, что камера просохла и работает. Погружение началось с интересной находки, Дармин даже настучал какой-то мотив палочкой по баллону. По песочку полз очень крупный и яркий голожаберник, наверное самый симпатичный, из встреченных мной. Непонятно, как в природе вывелось такое яркое существо такой причудливой формы.
креветки
сомики плавают плотной стайкой, как будто один организм
креветка-богомол с павлиньим хвостом
мурена наводит гигиену - во рту сидит маленькая креветка-чистильщик
плотная стайка сомиков прячется в дыре в коралле
и они же, если заглянуть с другой стороны
рыбка тоби с ресничками, позирует на камеру
помимо ресничек она выглядит достаточно обычно, такие часто встречаются, но в книжке мы не нашли такой вариант
креветка прячется в вырытой норке
рогатый боксфиш
внимательно что-то высматривает
и еще одна креветка, похожа на креветку-богомола, но на подставленную палочку нападать не стала
пятнистая надутая рыбка
рыбки прикидываются палочками-листиками
рыбка-немо в актинии
крошечный боксфиш, размером пара сантиметров
И в конце мы встретили наконец фрогфишей. Очень давно хотела увидеть их, раньше нам встречались только черные, а тут попалась парочка желто-пятнистых, похожи на маму с деткой. Я зависла около них надолго.
фрогфиши - носовой вырос похож на червячка, он им подманивает добычу.
фрогфиши - а плавники работают как ноги, они передвигаются шагая на них по дну
осьминог спрятался в расщелине, в попытке выманить его поднесла к нему палочку, он от возмущения побелел
рыба-игла общается с рыбкой-тоби
Отличный макро-дайв стал достойным завершением дайв-сафари, действительно, потрясала концентрация причудливой живности у этого островка. Да и сам остров выглядел очень красиво, как будто сошел с рекламных плакатов.
остров
 Далее нам предстояла сухопутная часть сафари. Мы причалили к острову Комодо, на пирсе нас встретил смешной индонезиец и сообщил, что будет нашим гидом. Дармин сошел с нами на берег и вызвался нас проводить. На воде жары особой не чувствовалось, а на острове было ощущение, что попал в огромную духовку, к тому же как  раз был полдень, самое пекло, единственное желание было спрятаться куда-нибудь под кондиционер или хотя бы в тенек. Непонятно, как при достаточно небольшом количестве осадков и таком пекле тут выживает растительность.
вход в национальный парк Комодо
Вскоре мы дошли до домиков в тени, там дышать было полегче. Гид показал нам карту и предложил на выбор варианты машрутов. Самый длинный - 4 часа, но Дармин сказал что мы не успеем вернуться вовремя в Лабуан Баджо, да и 4 часа по такой жаре было гулять сильно тяжело. Мы выбрали маршрут на 1.5-2 часа.
черепа животных, на которых охотятся драконы - буйволы, олени, обезьяны
 Первых же драконов мы встретили сразу на входе - под кухней. В целях безопасности все дома подняты над землей, запах еды с кухни привлекает драконов. Но подкармливать их запрещено, поэтому бедняжкам остается только нюхать.
тусовка драконов под кухней
Гид сказал близко не подходить и на случай нападения держал в руках длинную палку. Эти на первый взгляд неуклюжие и медлительные животные способны совершать резкие броски. Драконы лежат в засаде у водопоя или под деревом, сливаясь с землей, и ожидают жертву. При ее приближении дракон неожиданно кусает ее и отступает. Жертва, если это крупное животное, например буйвол, олень или человек, сначала чувствует себя нормально. Однако вскоре начинает действовать яд и дракону остается только терпеливо следовать за жертвой. Буйвол умирает через неделю, олень через дня 3. Для людей есть противоядие, так что сейчас укус дракона не смертелен, если вовремя принять меры.
Пока мы рассматривали драконов, один вдруг поднялся и решил сменить свое местоположение, я уже обрадовалась - снимать неподвижных от жары драконов не очень интересно, но подойти поближе гид не дал.

дракон пошел
 Дармин остался около домиков, а мы двинулись в джунгли. Гид рассказал много интересного. Драконы откладывают яйца в норы и какое-то время охраняют их. Однако сами рыть норы они не умеют, поэтому пользуются гнездами птицы мегапода. Периоды кладки яиц у них не пересекаются, поэтому одной норой могут пользоваться и дракон, и птица.
драконье гнездо
 Самих мегаподов мы тоже встретили - это некрупные птицы, похожие на куриц, все время ходят парами и что-то роют.
мегаподы
Во влажный период тут намного интереснее - все зеленеет, деревья разрастаются, вообщем, декорации к парку Юрского периода с шатающимися по округе драконами в качестве динозавров. Однако и сейчас было заметно, что растительность необычная, "доисторическая".
деревья в форме сердца
пальма
какое-то странное дерево
деревья
Вскоре гид нашел и главную цель - дракона. Он лежал в русле высохшего ручья и не подавал признаков жизни. Недалеко валялись обглоданные кости буйвола, гид пояснил, что несколько дней назад у драконов была "party", а теперь он валяется и переваривает еду.
дракон отдыхает после трапезы
кости буйвола
череп буйвола
дракон
мы с драконом
обезьяны - тоже потенциальная добыча дракона
Буйвол, гид сказал, что он несколько раз пострадал от агрессивных буйволов, защищая от них посетителей, которые подошли к ним слишком близко. Мы решили не рисковать и посмотрели издалека
пейзаж Комодо - в низинке, где зелень, находится пересохшее русло реки

ну и мы на фоне Комодских красот
 Нам повезло и чуть позже мы встретили еще одного дракона. Гид сказал, что это самка, и в отличии от первого дракона, она в процессе охоты. Лежала она прямо рядом с туристической тропой, так что мы предположили, что в качестве добычи она поджидает туриста.
дракон в засаде
и подошли поближе
дерево-паразит - фикус вырос на пальме
какая-то эндемичная комодская птичка
 На этом наша экскурсия закончилась и мы вернулись к кухне. Напоследок полюбовались на "подкухонных" драконов.
дракон под кухней
Тут мы обнаружили цивилизацию - в одном из домиков было кафе, а рядом магазинчик и в нем продавалось холодное пиво, после такой жары оно было весьма кстати.
По возвращению на лодку мы пообедали, побатонились с пивком и уже пора было собираться - мы вернулись в Лабуан Баджо.
пристань в Лабуан Баджо
На пристани нас встретила машина и Дармин проводил нас в заказанный Юйлин отель. Было непривычно находиться в номере с высоченным потолком и не думать постоянно об опасности удариться головой. На меня после схода на берег напала послеморская болезнь - начало укачивать. Я лежала на кровати, а было полное ощущение, что меня качает на волнах.
Отель находился на склоне холма и с террасы открывался отличный вид на бухту и на закат.
закат в Лабуан Баждо
После заката мы решили сходить на массаж, но все оказалось не так просто - ближайший и единственный массаж был полностью занят до закрытия. С ресторанами нам тоже не очень повезло - свежий сифуд мы не нашли и решили ограничиться итальянской кухней. Но и она оказалась весьма странной, в индонезийской версии в морской пицце и в салате предполагались неочищенные креветки.

28.10.12 Покидаем Лабуан Баджо.

Утром укачивание не исчезло и чувствовала я себя не очень - как будто заболеваю. С утра собрали вещи и неожиданно рано приехала Юйлин, чтобы проводить нас в аэропорт. Но это оказалось очень кстати - с ее помощью удалось заказать нужный завтрак в номер.
утренний вид из номера
столик на террасе и вход в номер
После завтрака Юйлин проводила нас в аэропорт и помогла пройти все процедуры. Сканер на проверке сумок не работал, поэтому нам удалось протащить с собой в ручную кладь складной нож и бутылку пива. Благодаря чрезмерной заботе Юйлин мы оказались в зале ожидания за 2 часа до вылета и не знали чем себя занять. В аэропорт таких размеров спокойно можно было приезжать на полтора часа позже.
Зал ожидания
Олег вышел на улицу и пофотографировал садящиеся самолеты.
идет посадка в другой самолет
здание аэропорта
наш самолет садится
В зале висело полезное объявление - если ваш рейс отменили, не переживайте - всего за 2370 долларов мы доставим вас на Бали приватным рейсом.
Наконец, мы оказались в самолете и взлетели. Впереди нас ждал Бали и Лембонган.
прощальный взгляд  на комодские острова