понедельник, 9 июля 2012 г.

Bali. Part 2. Tulamben.

Туламбен - небольшая деревушка на восточном побережье Бали, одно из самых популярных мест для дайвинга на острове. Популярно оно во многом благодаря Либерти, это американский военный корабль, затонувший в ломбокском проливе во вторую мировую. В 1963 году при извержении вулкана Агунг на Бали произошло землетрясение и корабль выкинуло почти берег (около 50 метров), сейчас он лежит на небольшой глубине параллельно берегу. При всех этих катаклизмах корабль изрядно пострадал и сейчас разобраться что где довольно трудно, но на обломках вырос красивейший риф, привлекающий огромное число различной рыбы.

Риф начинается неглубоко, поэтому это место популярно для интродайвов. Именно здесь случилось мое самое первое погружение почти 5 лет назад.
5 лет назад, перед моим первым погружением в Туламбене
Сейчас я понимаю, что организовано оно было ужасно, нам ничего толком не объяснили, тогда мне было страшновато, я вцепилась в гида и весь дайв его не отпускала. Но кораллы-рыбки очень понравились, поэтому осталось желание погружаться еще, во всех поездках мы ныряли хотя бы раз (интродайвы и дсд), пока не решили все-таки пройти обучение. А уже после этого подводный мир затянул и основной целью поездок стал дайвинг.
Дорога из Семиньяка в Туламбен снача идет через ремесленные деревушки - вдоль дороги выставлены изделия на продажу: резьба по камню, по дереву, мебель, керамика.
по пути к Туламбену
Потом мы проехали пару перевалов и остановились полюбоваться рисовыми террасами. Вообще, на Бали их достаточно много и самые красивые находятся ближе к центру острова, рядом с Убудом, мы планировали туда съездить ближе к концу поездки.
Рисовые террасы по пути к Туламбену
В Туламбене мы остановились в Liberty dive resort (перед поездкой я выписала названия нескольких ресортов в Туламбене, в первом не было мест, а это был №2 в списке). Номер очень понравился - просторный, с балкончиком, в двух шагах от входа почти приватный бассейн (на него выходит всего 3 номера). И за все это - 45$ включая завтрак.
Наш номер
Бассейн, наш номер справа.
вид с кровати
Очень приличный ресторан - мы пару дней питались только в нем. А еще на территорию приходят массажистки и можно договориться с ними на определенное время, массаж делают на улице на специальных помостах или в номере.
стейк с креветочным соусом
Организация дайвинга тоже на высоте - к нам был приставлен персональный гид и мы сами решали когда и где хотим нырять. На всех ближайших сайтах заход в воду с берега, поэтому мы не были привязаны к лодке и обычно на погружение отправлялись втроем с гидом. И приятный бонус - включенный найтрокс. До дайвцентра от дверей номер метров 15. Очень кстати бассейн рядом с номером - удобно опресняться после дайвов.
В день приезда для дневного погружения было уже поздновато, а для ночного рано, поэтому получилось что-то среднее - закатный дайв на Либерти, погрузились мы при свете солнца, а выходили на берег уже почти в темноте. Гид сказал, что это удачное время для дайва - рыба очень активна. На дайв от дц шли пешком - до берега всего метров 150, баллоны и груза привезли на мотобайках. Отдельный аттракцион - заход и выход из воды, особенно весело в отлив и при волнении. Обнажаются большие скользкие валуны и нужно во всей тяжелой снаряге пересечь полосу прибоя, стараясь не разбить об камни фонарик и фотоаппарат, а потом надеть/снять ласты. В первый же день при выходе из воды Олег потерял "metal pointer" - металическую палочку для тыканья рыб, которая используется для привлечения внимания стуком по баллону и чтобы упираться в дно/камни. Наш гид сказал, что в этот же день точно так же потерял маску.

Черный вулканический песок подчеркивает яркую раскраску рифовых рыбок
В обломках Либерти с трудом угадываются очертания корабля
в коралле забавная рыбка - длиннорылый кудрепер
поражает огромное количество рыбы
икра голожаберника испанский танцор
Олег на фоне останков Либерти
коралл-веер
вблизи видно отдельных коралловых полипов - каждые"щупальца", это отдельный организм
шишкоголовый попугай - огромная рыбина с чешуей как монетки
креветка
рыбки-листики
Стая крупных рыб
и рыбы помельче
подпускают на расстояние вытянутой руки
Ночью сидели на пляже и любовались океаном. Луна была почти полная и в свете море выглядело волшебно.
Индийский океан в лунном свете
После первого дайва нас спросили, что мы хотим - макро или красивые кораллы и пейзажи. Вообще, мы хотели и то, и другое, но для начала выбрали пейзажи и следующим утром нас повезли на машине на риф Кубу, находящийся рядом с одноименной деревушкой, ехать около 15 минут. Риф очень симпатичный и кораллы, и макро присутствавало.
триггер необычной расцветки
рыба-собачка хитро подглядывает за нами
Ghost pipefish
крабик в актинии
крылатка
морские звезды разнообразных расцветок
еще морская звезда
пейзаж Кубу - риф постепенно уходящий на глубину перпендикулярно берегу
пигмейский морской конек
морская звезда, похожая на пряник
губка
кораллы
шестилучевая морская звезда
боксфиш
голожаберник
Олег что-то рассматривает на дне
на сером песке раскиданы большие камни, обросшие кораллами
Второй дайв после небольшого отдыха - в Туламбене, сайт Дроп офф, ехать на машине минут 5.
сайт дроп офф идет вдоль мыса справа
огромные веерные кораллы
крупная рыба с губами, как будто накрашенными черной помадой
зеленый коралл - горгонария
вдалеке проплыла черноперая рифовая акула
рыбка - длиннорылый кудрепер
крупная мурена чистит зубы
во рту у нее рыбка-чистильщик
морская звезда
устрица
креветка на актинии
рыба-скорпион
рыбка маскируется под морскую лилию
крабик в актинии
боксфиш
плотная стая рыбы на мелкводье - как грозовая туча
триггер - когда он агрессивен верхний плавник поднят вверх. Такие нападали на меня на Тао и на Олега на Липе.
джекфиш
Рыба-флейта, а на заднем плане два крупных джекфиша, похоже они охотятся и сбили рыбу в стаю.
К обеду освободились, отдохнули и сделали массаж. Вышли прогуляться в деревню, заодно узнали где продаются билеты до Гили и присмотрели кафе с Том ямом.
главная улица Туламбена
главная улица Туламбена, обычный способ переноски тяжестей на Бали
вулкан Агунг - все время нашего пребывания в Туламбене прятался в облаках
Прошлись по знакомым местам - парковка, на которой нас высадили 5 лет назад, ресторанчик, в котором обедали. Кажется, прошла целая вечность с того времени.
на эту парковку нас привезли 5 лет назад - общественный душ и туалет
примерно с этого места мы заходили в воду
а в этом ресторанчике мы обедали
В 6 пошли на ночной дайв на Либерти.На берегу была целая толпа дайверов, гид пошутил, что все вместе можем устроить дискотеку под водой. Во время дайва все немного распределились, но все равно иногда было тесновато.
Мы заметили группу,что-то разглядывающую на дне, дождались своей очереди и увидели большого красного голожаберника:
испанский танцор
Я уже поняла, что это испанский танцор, читала про него, смотрела видео и представляла что можно от него ожидать, а для Олега дальнейшее было полным сюрпризом. Гид потыкал его палочкой (знаю, что так делать нехорошо) и он неожиданно преобразился:
испанский танцор - выпустил мантию
А потом он “взлетел” и поплыл, извиваясь. Это было непередаваемо красиво, действительно как фламенко:
испанский танцор в полете
Потом он устал, опять поменял вид и медленно опустился на дно:
испанский танцор - медленно тонет
На этом дайве мы видели еще двух танцоров, немного другой расцветки, их тыкать палочкой  уже не стали, поэтому полюбоваться еще раз полетом не получилось:
испанский танцор
каури - улитка, у которой мантия покрывает большую часть раковины
креветка-боксер
крабик маскируется под жгучие кораллы
крохотная каракатица
мохнатый краб в раковине
устрица
"Одуванчики" - желтые полипы, которые появляются только в темноте
еще одна каури, красная
шишкоголовый попугай - ночует в обломках Либерти, их там много
краб
и еще краб
Ужинать пошли в ресторанчик с Том ямом, он оказался не очень похож на оригинал, но еда была вкусная и на следующий день мы заказали национальное блюдо утку по-балийски, она готовится долго и ее нужно заказывать за сутки.
Следующий день начался с Либерти - раннеутренний дайв, начинается на рассвете. С удивлением увидел на пляже человека, спящего прямо на камнях.
рассвет в Туламбене
Случайно получилось заснять неразлучную парочку - рыбку с креветкой, живущих в одной норке. Глазастая рыбка следит за опасностями, а слепая креветка копает норку:
рыбка гоби и креветка
Гид объяснил, что на Либерти ночует много шишкоголовых попугаев, а на рассвете они стаями расплываются по своим делам:
шишкоголовые попугаи
шишкоговые попугаи
парочка голожаберников
Часть, по которой можно признать в рифе останки корабля
sweetlips - получил название за яркие пухлые губы
"сад угрей" на глубине 5-6 метров, помню еще по первому погружению 5 лет назад, при приближении они прячутся в песок
скат
Коралловые рыбки
Получилось, что мы 3 раза ныряли на одном и том же сайте в разное время и каждый раз были разные впечатления.
После раннего подъема было очень лениво и мы воспользовались преимуществами индивидуального подхода - отложили следующие дайвы на полтора часа и хорошенько выспались.
Следующие два дайва планировались в Серайе, это тоже деревня в 15-20 минутах езды от Туламбена. Сайт там для маг-дайвинга, т.е. без красивых кораллов и с кучей мелкой интересной живности. Я читала отзывы, что там "серенько", по дороге мы вспомнили, что не ныряли на еще одном туламбенском сайте - Coral garden и попросили гида заменить второй дайв на Серайе на Корал гарден, нам сказали "ноу проблем".
Берег тут был намного удобнее для входа - песок и мелкая галька, почти нет волн.
берег Серайи
Почти сразу после погружения я обнаружила неизвестную живность - непонятные "перышки".
Гид уплывал вперед и я, не успевая отцепить палочку от бсд, оперлась рукой на дно и сразу почуствовала ожоги. Сильнее всего пострадала левая рука, на правой ожогов было намного меньше. Чуть позже, время дайва все начало гореть, как будто сунула  руки в крапиву.
"Перышко" - так и не знаю, что это такое
и еще одно такое же
Почему-то в этих местах очень много креветок-чистильщиков, их можно в больших количествах найти почти на каждом камне. Гид с уверенностью пообещал нам показать большую пятнистую мурену с креветками во рту. А их оказалось даже две рядом:
поцелуй мурен
третий - лишний! рыбка фугу с другой стороны камня в хвосте мурены
креветки-боксеры
Скажите а-а-а! Креветка в глубине рта
роящиеся рыбки мешали фотографировать
креветка-богомол
полупрозрачная креветка в актинии
рыбка-гоби
и еще один голожаберник, с двумя комплектами рожек
Живности настолько много, что теряешься куда смотреть. Олег позвал меня, чтобы показать мурену, а я по пути нашла под тем же камнем еще одну и начала ее снимать. Сфотографировала и уже развернулась уплывать, а он меня назад тянет и сигнализирует, что мурена там. Я ничего не понимаю, показываю - ок, посмотрела уже Но, надо сказать, вторая мурена была симпатичнее:
мурена
креветки-чистильщики
Нашли маленького фрожика, такой забавный! Четко видно как он переступает плавниками-ножками и машет "приманкой" надо ртом. Действительно, рыба-удильщик!
frogfish
Дальнейшие действия гид удивили - когда мы насмотрелись на фрожика, он подвинул его под камень, притащил еще камней и попытался устроить ему там “домик”. Он потом объяснил, что хотел спрятать и защитить его от хищников, такая трогательная забота.
раковины-улитки
яркая крылатка
еще одна крылатка
коралловый крабик - помпончики на клешнях как у болельщиц
От дайва мы были в таком восторге, что решили остаться и нырнуть здесь еще раз, а на корал гарден когда-нибудь в следующий раз. Тут оказалось, что наши баллоны для второго погружения уже увезли назад в дц, но нам опять сказали "ноу проблем", показали ресторан, в котором можно пообедать, и водитель поехал назад за баллонами. Оказалось, что наш гид живет в Серайе, работал здесь в дц 6 лет и очень часто нырял на этом сайте. Ресторан, в котором обедали принадлежал какому-то гламурному ресорту, нам кажется неплохое место для отдыха - хороший вход в море и отличный снорк.
ресорт с рестораном
Вскоре приехала машина с баллонами для нас и пошли на второй дайв. Мы прошли практически по тому же маршруту, что и в первый раз, и несмотря на это увидели много нового.
"три девицы под окном" - крылатки
семейка голожаберников
и еще одна
Рогатый голожаберник
и еще один
крабик в морской лилии
А на следующих трех фото продемонстрированы способности каракатиц по смене цвета и формы. Мы их наверное застали в интимный момент и они возмущались нашим присутствием
тут обе пятнистые и с "шипами" по телу
правая посветлела и стала гладкой
обе стали серо-бурые и гладкие
белый гоустпайп - гид сказал, что встречается намного реже, чем черный
креветка-боксер в губке
коралловый крабик в губке
еще крабик в губке
и вся эта живность - на одной такой губке водится
еще один белый гоустпайп
Некоторые подводные обитатели были уже знакомы по первому погружению, например, малютка-фрогфиш сидел рядом с тем же местом, где мы его оставили. Гид заботливо подтащил к нему черную морскую лилию, что получше замаскировать его.
фрогфиш
скат закопался в песок
а две мурены, которые на первом погружении торчали с разных сторон камня, перебрались поближе друг к другу (вторая в глубине норы)
морскую звезду кто-то обгрыз
камбала, оказывается, забавнейшее создание
паффер
рыба-скорпион
крабик украсил свой домик всем подряд
краб между камнями
После дайвов прогулялись до деревни, купили трансфер на следующее утро трансфер на Гили через Амед. Тут на нас нашло помрачение и мы зачем-то взяли туда-обратно, хотя потом мы планировали ехать в Падангбэй, куда ходит спидбот напрямую. Как потом оказалось, мы еще и значительно переплатили.
океан на закате
берег Туламбена
Утка по-балийски не очень впечатлила, ожидали что будет больше специй, а получилось как-то пресновато, хотя и вполне вкусно.
Duck tutu - утка по-балийский
Завершили вечер ночным купанием в бассейне. Кстати, от купания в бассейне ожоги опять начало сильно жечь и тут мне очень помог логбук - на первых и последних страничках там напечатана кратко полезная информация, в том числе действия при дайверских происшествиях. Уксусом я уже мазала в дайвцентре - не помогло. Из остальных перечисленных средств была доступна только горячая вода и она хорошо помогла, по крайней мере под струей максимально горячей воды ожоги не болели.
бассейн ночью
На следующий день после завтрака  я успела сбегать на берег, сделать прощальные фото Туламбена и набрать черного песка и камней на память.
перед отъездом
На обратном пути меня уже встречал мальчик из отеля - минибас приехал и ждал нас.