четверг, 28 января 2016 г.

Филиппины. Боракай.

Боракай - это маленький островок в центре Филиппин. Известен он благодаря длинным белоснежным пляжам, по некоторым классификациям входящим в мировые топ-10. К пляжам прилагается развитая туристическая индустрия, место это достаточно многолюдное. У нас были большие сомнения, ехать ли туда (особенно у меня), но все же решили посмотреть что же это такое.
Попасть сюда можно прямым рейсом из Себу, на самом острове аэропорта нет - мало места, на соседнем острове Панай два аэропорта - ближайший аэропорт Катиклан и подальше Калибо. К счастью, мы взяли билеты в Катиклан и наш рейс прилетел туда (часто их перенаправляют в Калибо из-за ветра). Из Себу лететь всего час,  но в целом переезд дался нам тяжеловато.
Из Моалбоала до аэропорта Себу мы выехали рано утром и ехали почти 3 часа, Ксюшку в процессе укачало, так как по дороге были извилистые горные дороги и пробки. А я половину дороги читала ей вслух книжку.
едем в Себу
в аэропорту Себу
Пока ждали посадку Ксюшка уже вся извелась и утомилась и на взлете выдала истерику, пыталась ковырять сидение, отказывалась садиться на место и пристегиваться, сползала на пол. Орала во весь голос минут 10, а потом заснула. Спасибо стюардессам, дали поспать по максимуму, не требуя по всем правилам сажать ее вертикально на посадке. Один из самых тяжелых полетов с ней. На этот раз летели авиакомпанией Себу Пасифик.
подлетаем к Боракаю
самолетик Филиппинских авиалиний
а на этом мы прилетели
На выходе из самолета она проснулась и даже относительно выспалась за час. Дальше предстояло пересесть в микроавтобус, доехать 5 минут до причала и загрузиться на спидбот до Боракая. Я себе представляла это немного более цивилизованным - на деле спидбот оказался достаточно маленькой лодочкой, пробираться к нему нужно было по качающимся узким мосткам с промежуточной остановкой на небольшой плавучей платформе. При этом вещи свои надо было тащить в руках (а у нас это две большие сумки, сумка поменьше, коляска и Ксюшка), а еще одновременно грузится много людей и таскать вещи партиями очень неудобно.
погрузка на спидбот
Наконец, мы загрузились, проследили, что наши вещи тоже попали на спидбот (их уложили на крышу и мы очень порадовались, что у нас сумки непромокаемые), надели на Ксюшку спасжилет и поплыли. Во всех этих перемещениях промежуточные действия по посадке/высадке занимают намного больше времени и усилий, чем сама дорога.
на спидботе
На причале Боракая мы проделали все действия в обратном порядке, загрузились в тук-тук очень плотно и поехали в отель. По острову нас возили ужасно долго, пока всех развозили сделали несколько кругов и мы пару раз проехали мимо поворота на наш отель. Около него шел ремонт дороги, так что после выгрузки пришлось еще идти метров 300 по узкой тропинке с оградой из колючей проволоки. Хорошо хоть сумки нам помогли донести, была польза от трансфера.
Заселились в отель - самый дорогой наш отель на Филлипинах. Сразу все понравилось - вид с балкона на море, почти от дверей песок начинается, номер просторный и отдельная кровать для Ксюшки есть. Есть мебель - стол и шкаф с полками, холодильник, горячая вода, после Моалбоала эти простые вещи воспринимались верхом роскоши и безмерно радовали. А еще на стене яркая картинка со сценой из подводной жизни.
вид с балкона
картина на стене
Переоделись и побежали на пляж. И замерзли - вода прохладная, воздух тоже, солнце к вечеру спряталось. Но в целом пляж понравился - чисто (висят объявления со штрафами за еду, питье, курение на пляже, нельзя выгуливать собак), песочек приятный, вода бирюзовая, солнце в море садится. Отели-рестораны вдоль берега, недалеко от отеля рыночек и супермаркет, этим же вечером прогулялись, купили фруктов, песочный набор и нарукавники Ксюшке.
в первый день на пляже пасмурно
кошельки из лягушачьей кожи
 По возвращению в номер выяснилась очень неприятная особенность нашего отеля - очень шумно. В отзывах это упоминалось, но без подробностей, что прямо под балконом пляжный бар с музыкой и диджеем. Уровень громкости в комнате примерно как в баре, бедная Ксюшечка не могла уснуть часа полтора, жаловалась, что громко, мы даже беруши подрезали и пытались ей вставить. Кое-как уснула, а мы подождали, пока все закончится, сами при таком шуме бы не уснули. К счастью в 12 все стихло и остались только пьяные крики поздних прохожих. Как позже выяснилось, не каждый вечер так громко, пару дней было чуть тише и укладывать было полегче.
вид с балкона вечером на бар
диджейская установка прямо под балконом
ночная панорама с балкона

На следующий день распогодилось, но зацвело море. Мы про это читали, но пишут, что цветет позже. В целом некоторое разочарование получили от пляжа, входящего в топ-10. В некоторые дни приходилось через кашу из водорослей добираться до более чистой воды, да и в самом чистом месте они все равно плавали. Вода холоднее, чем где-либо раньше в эту поездку, тут не получалось плескаться по часу - замерзали. И народу много, особенно на закате, толпа плотная вдоль берега. Продавцы навязчивые, каждые пару минут кто-нибудь подходит и дергает тебя, пока не скажешь "нет", не отвяжутся. Предлагают очки, чехлы для телефонов, сувениры и прочую фигню. Даже в воде нет от них покоя - во время купания наседают с прокатом лонгбордов и прогулками на лодке. Вдоль берега припарковано очень много лодок, купаться можно на огороженном участке, то есть прямо напротив отеля в воду не зайти.
лодки вдоль берега
Но все равно, пляж хороший, чистый, вода бирюзовая и прозрачная (там где водорослей нет).
Погода здесь интересная - над самим Боракаем дождей почти не было, в основном было солнечно. Рядом находится большой остров Панай, над ним почти все время висели тучи, временами было видно, что там льет. Видимо, Боракай островок маленький и поэтому над ним осадков поменьше.
облака над соседним островом Панай
На пляж мы ходили каждый день с утра и после сна, самое жаркое время проводили в номере
играем в песочек
пляж
море цветет
игры с песком
семейное фото
в отлив берег покрыт водорослями
отлив
пляж в отлив
Ксюшке нарукавники сразу понравились, купались только в них. Поначалу воду хлебала, но быстро научилась держаться и сама проплывала по несколько метров.
учится плавать в нарукавниках
купаемся
Ксюшка в нарукавниках
собираемся купаться
на ручках всегда веселее
 А в один из дней утром шел дождик и над морем висела прекрасная двойная радуга.
радуга
Ксюшка чем-то недовольна
 Одно из не очень понятных нам развлечений - костюмы русалок. Мы несколько раз видели группы девушек с хвостами, они подолгу лежали на берегу, их фотографировали, мы и сами с ними фотографировались, смысл не поняли. Но выглядит забавно, особенно как они передвигаются перекатами.
русалки
Ксюшка и русалки
 На пляже Ксюшка способна была час проиграть автономно. Как-то она полчаса сидела на мелководье и поливала себе ножки водой с песком.
Ксюшка играет
вода зеленая от водорослей
Ксюшка плавает
купание
 За все время мы попробовали одно платное пляжное развлечение: катание на прозрачном каное. Думали поплавать втроем, но лодка оказалась ужасно неустойчивой, Ксюшка сразу запаниковала и стала проситься на берег и Олегу пришлось кататься одному.
катаюсь на лодочке
Отдельного описания заслуживает боракайский песочек - очень мелкий, ровный, белый, похож на манку. Из него лепятся шарики и более сложные конструкции. Одна из боракайских фишечек - песочные замки, целая индустрия построена, можно заказать со своей надписью.
замок
снеговик
Ксюшка и снеговик
принарядили
Самое зрелищное ежедневное бесплатное развлечение на Боракае - это закат. Весь берег западный и солнце садится в самом выгодном направлении в море. На берегу в это время не протолкнуться, как на демонстрации, все стоят и фотографируют закат, себя, себя на фоне заката. Особой бесцеремонностью отличаются китайцы (а может и корейцы). Запросто могут разложиться вплотную к чужой подстилке, или встать прямо перед тобой, загородив все, или налететь и неожиданно снять селфи с Ксюшкой.
Если хочется разнообразия, можно нанять лодку и отъехать от берега, это достаточно популярно, поэтому весь горизонт в лодках и периодически они закрывают солнце. Мы на лодке плавать не рискнули, небезопасно для ребенка выглядит и ограничились наблюдением закатов с берега, Ксюшка наш интерес к закатам не разделяла, и в самый интересный момент  начинала ныть и проситься домой.
пляж на закате
над Панаем тучи, а здесь солнышко
группа китайцев села чуть ли не на нашу подстилку
розовый закат
закат с лодочкой
закат с лодочками
Ксюшка купается недовольная
Боракай по форме вытянут, в длину около 7 км, в ширину максимум 1 км. На восточном берегу находится пляж Булабог, Купаться здесь проблематично, дно покрыто острыми кораллами и морскими ежами, зато отличные условия для кайтинга и виндсерфинга, большую часть года дует удобный ветер. А на западном берегу находится Вайт Бич - 4 километра белого песка и бирюзовой воды, один из лучших пляжей мира. Пляж условно разделен на три части, называемые станциями (произошло от лодочных станций). Первая станция - самое дорогое жилье, 5* отели, Вторая станция - более демократичные цены, пологий вход в воду, здесь сосредоточена основная инфраструктура, Третья станция - вход в воду более крутой и больше лодок. Мы жили на Первой станции, почти на границе с Второй, они очень плавно перетекают друг в друга.
В один из дней Олег прогулялся до Булабога и вдоль Вайт бич.
Булабог
Вайт Бич в районе Третьей станции
Третья станция
Отдых у нас получился здесь чисто пляжный, с Ксюшкой выбирались на пляж дважды в день и вечером гулять до ресторана и немного вдоль берега. Утром Ксюшка завтракала кашей, а мы часто брали навынос завтрак из Макдональдса. Днем тоже брали что-нибудь навынос, а в рестораны ходили только вечером, поскольку цены в них достаточно высокие, раза в 1,5 выше, чем в предыдущих местах. С едой на вынос мы быстро обнаружили еще один недостаток отеля - муравьи. Стоило оставить остатки еды на полчаса, к ней устремлялся поток муравьев, в других местах как-то так не было. Мы даже попросили какую-то отраву и брызгали в номере, но помогало это ненадолго.
В соседней с нами комнате находился салон массажа, мы с балкона могли наблюдать за происходящим внутри. Вход, конечно, другой, нужно обойти по улице. Массаж не очень дорогой, что удивительно для Боракая, делают неплохо и мы несколько раз ходили. Даже получалось ходить мне, пока Олег укладывал Ксюшку. Раз я пришла в процессе укладывания, а она даже меня не заметила, я тихонько сходила в душ и легла на кровать, Ксюшка в это время засыпала на своей кровати с Олегом.
В эту поездку впервые возникли ощутимые сложности с укладыванием на дневной сон. Иногда укладывалась подолгу, а один раз так и не заснула за 1,5 часа попыток и решили оставить без сна и идти на пляж. После пляжа пошли в ресторан ужинать, по пути несли на руках, ее укачало и в ресторане она заснула сидя на стуле, так и не дождавшись ужина. Пришлось мне есть с ней на руках, а потом осторожно нести в отель на руках. Еда, кстати, была вкусная очень и коктейли неплохие. И в очередной раз столкнулись с бесцеремонностью китайцев - чуть ли не на голову готовы сесть. Переложить в номере ее не получилось, проснулась и начала скандалить, но удалось все же уложить достаточно быстро.
Ксюшка уснула в ресторане
пользуемся моментом - можно спокойно посидеть
принесли еду
тушеная говядина с брокколи и рисом
китайцы
несем домой
Одна из местных достопримечательностей - рынок Талипапа, здесь можно купить свежие морепродукты, а вокруг рынка множество кафе, в которых все это приготовят. На мой взгляд, сложновато, но задумка неплохая. Можно посмотреть, что покупаешь свежее и выбрать один из нескольких способов приготовления и соус. Это все не очень выгодно, если покупать много разного - цена приготовления не зависит от объема порции. Забавно, что мы купили баклажаны и их приготовление стоило раза в 3 дороже, чем сами баклажаны. На этот рынок мы ходили 2 раза, пешком минут 15-20 от отеля, правда, в первый раз мы слегка заблудились и почти час блуждали в поисках правильного поворота. В первый раз взяли креветки и кальмар, а во второй стейки марлина. Народу много, мы кафе с кондиционером и свободными местами не сразу нашли. Ксюшка на удивление ела кальмара и рыбы немного поела, в основном рис и фруктовые шейки.
в ожидании еды
этикетка от бутылки с водой - отличная игрушка
креветки и кальмар на гриле
Похоже, аренда земли дорогая и в недорогих кафе-ресторанах не хватает места для человеческого туалета. В большинстве туалет на втором этаже, вход туда по лесенке, а наверху еще и комнатка с матрасом и все выглядит так, будто здесь живут и туалет не для посетителей, а для работников. При этом ужасно жарко и душно, ну и уровень гигиены не очень. Здесь еще лесенка приличная, в мексиканском надо было пробираться между ящиками с бутылками и разгонять огромных тараканов. Ксюшка же завела привычку проситься, а в туалете сообщать, что не хочется, поэтому по лесенкам я налазилась с ней.
лесенка в туалет
Для разнообразия сходили в мексиканский ресторан, как-то не впечатлились. Еда тяжелая, Ксюшке взяли тако, а оно очень острое оказалось, хорошо она на рыбу согласилась.
Бурритос
тако
марлин с рисом
замороженная маргарита
Вдоль берега в ресторанах разные "культурные программы", мы раз наткнулись на файер-шоу, Ксюшке очень понравилось.
Ксюшка смотрит файер-шоу
файер-шоу
У Олега к моменту приезда сюда был 249 дайвов и он решил, что обязательно нужно сделать 250й здесь, а у меня число дайвов было некруглое и решила воздержаться. По сравнению с уже посещенными дайверскими местами на Филиппинах, дайвинг здесь никакой, поэтому решено было идти на глубокий сайт, хоть что-то необычное. На глубине обещали вероятность увидеть акул или еще что-либо крупное, но не сбылось. Зато Олег расширил личные пределы и побывал на глубине 40+ метров.
триггер-клоун
рыбки на глубине
кораллы
подводное селфи
остальная группа
гид с буйком
глубина - 40.3 метра
В целом, на Боракае было хорошо,  но пляж сильно переоценен и переполнен людьми, особенно был контраст после тихого Дауина и жизни в глуши в Моалбоале. И от пляжа из Топ-10 не ожидаешь каши из водорослей и холодной воды.