понедельник, 9 января 2012 г.

Филиппины. Часть вторая. Панглао.

Вторым нашим пунктом назначения был островок Панглао, известный пляжем Алона бич, который считается альтернативой пляжному Боракаю. Плюс к этому, Панглао - одно из топовых дайверских мест на Филиппинах, особенно хвалили морской заповедник на острове Баликасаг, это островок в 30-40 минутах от Алоны.
До Бохола мы добрались на утреннем пароме OceanJet, билеты купили через Майка, у него же заказали такси до причала. На Бохоле у нас произошла первая накладка. Мы вышли из здания вокзала и нас атаковали таксисты с предложениями отвезти нас на Алону всего за 600 песо. Я твердо знала, что нормальная цена не больше 300 песо. В довершение к толпе орущих таксистов, на Олега начала вешаться нищенка с голым чумазым ребенком на руках. Мы с трудом отбились от нее и таксистов и поехали на трицикле за 250 песо. На форуме мне советовали приехать на Алону и искать жилье на месте, на свою голову мы сообщили трициклисту об этом плане. Он с радостью сообщил, что у него есть друг, у которого чудесные дешевые бамбуковые бунгало всего в 2х минутах ходьбы от пляжа, мы согласились их посмотреть. Нас привезли в бунгалки-курятники, которые действительно находились в 2х минутах от пляжа, но дорога шла по какой-то помойке, между колючей проволокой и была ужасно грязной. Да и вид самих курятников нас не впечатлил, к тому же стоили они 1500 песо. Мы сообщили, что нам позарез нужна горячая вода, и таксист отвез нас в следующие курятники. Они находились ближе к пляжу и к нему даже вела нормальная дорожка, но сам вид “ресорта” был ужасен - веранда бунгало выходила во двор, завешанный сушащимся бельем, по которому ходили курицы. Мы уже почти согласились заселиться, но хорошо что нам нужно было подождать выселения предыдущих жильцов, я вовремя сообразила, что не хочу проводить отпуск любуясь веревками с бельем. Трициклист отчаялся угодить нам и привез нас в нормальный отель Lost Horizont Annex, трехэтажный, с бассейном и без бамбуковых бунгало. Стоил он правда 1900, но зато в номере было все что можно придумать, огромная кровать с настоящим одеялом, симпатичный балкончик, все новое и чистое. До пляжа 3-5 минут через территорию другого корпуса этого же отеля. Осмотревшись, мы поняли, что нужно было не поддаваться на предложения таксиста, а искать на месте самим, вдоль на главной дороги много всего, можно было найти отель поближе и подешевле, но уже не стали тратить время на переезды. Вид с балкона, наш корпус выглядит так же:
вид с балкона
кровать размера кинг-сайз
уютный балкончик
Так приятно было принять душ с настоящей горячей водой и спать под настоящим одеялом на белоснежном постельном белье.
ДЦ выбирали на месте по цене и близости к отелю, выбор остановили на Alona Divers http://www.alona-divers.com/ и не пожалели. Дайв стоил около 1040 песо плюс 225 песо за прокат снаряжения (песо на тот момент примерно равен был 0,75 рубля). На Панглао провели 6 дней, ныряли со второго дня каждый день. На Алоне нам понравилось, хотя мы там ни разу толком не искупались - днем были сильные отливы и даже по пояс зайти не получалось, очень мелко и недалеко от берега начиналась полоса водорослей и кораллов. Когда мы приехали море было прозрачное, бирюзовое.
Alona beach
В первый день мы просто загорали-отдыхали-валялись на пляже. Наконец дорвались до "цивилизации" в виде магазинов и купили тандуай и борокай - аналог малибу, кокосовый ликер с ромом.
тандуай, борокай, мабухай!
День первый. Сразу высказали пожелание съездить на Баликасаг от Панглао, около его берега находится морской заповедник. Прийдя утром в дц поняли, что кроме нас желающих нет и ради нас отправляют банку с дайвгидом и двумя матросами.
на банке просторно
берег Баликасага, мы не высаживались из-за дождя
Дайвгид Залди очень понравился - по его рассказам он ныряет в тех местах около 12 лет и чувствуется, что знает местность как свои пять пальцев. Правда на первом дайве случилась небольшая накладка - он предупредил, что надо будет проплыть немного вдоль стенки против течения, а потом свернуть и за углом его не будет. Но оказалось, что течение изменило обычное направление и после 5 минут усиленного ластания пришлось повернуть назад. Зато на том дайве я совсем не замерзла :)
Видели огромных черепах, подпустили к себе достаточно близко:

морская лилия
Garden eel - видим их не первый  раз, но обычно сфотографировать их не получается, они прячутся при приближении людей. В этот раз было достаточно мелко и прозрачность позволила сделать фото.
Garden eel
Голожаберник
голожаберник
Несколько раз мимо проносилась большая стай джекфишей, они издают такие своебразные звуки среднее между свистом и жужжанием, сначала не могла понять что это. Заснять их толком не успела:
Jackfish
Еще была стая рыбок поменьше, которые нарезали круги с разинутыми ртами:
рыба фугу
scorpionfish
креветки
Залди нашел фрогфиша:

На Баликасаге обычно делают 2 дайва, а потом возвращаются на локальные сайты, как нам объяснили это из-за ветра и волн, усиливающихся к обеду. Когда мы вернулись на Панглао после двух дайвов, волны были очень сильные, перелезть с качающейся банки на качающуюся лодочку, которая должна была доставить нас к берегу, было очень непросто. Как оказалось, это необычно сильное волнение и после обеда смысла дайвить на локальных сайтах не было - видимость испортилась. Вода у берега почти до самого отъезда оставалась слегка мутной.
А вечером был очень сильный прилив - мы ужинали за столиком на песке и за время ужина вода прибыла и под конец мы сидели по щиколотку в воде.
ужин

сашими из тунца - вкууусно
День второй. Мы решили подождать пока волнение уляжется и поехали на обзорную экскурсию по Бохолу, машина с водителем и посещением стандартных достопримечательностей стоила 2000 песо.
Сначала поехали смотреть тарсиеров, как я потом поняла, мы были в Корелле. Кто еще не в курсе, это самые мелкиe обезьянки, которые находятся под угрозой исчезновения. Поэтому для них устроен заповедник, в котором желающие могут на них полюбоваться. Вход стоит 50 песо с человека, все время сопровождает служащий заповедника, который следит за порядком и рассказывает про зверушек. В заповеднике мы провели минут 30-40, я думала будет толпа, но внутри как-то все распределились и с нашим гидом были мы и еще одна пара из Австралии. Женщина узнав, что мы из России, сказала, что у нее питомник русских голубых кошек, а я ей ответила, что у моей мамы в России питомник британских кошек :) Вот такое забавное совпадение получилось.
Все обезьянки сидели достаточно высоко, большинство спали спрятавшись в ветках, особо приблизиться и рассмотреть было нельзя, вдоль тропинки есть ограждение.
большинство тарсиеров проводили время так
Хорошо хоть парочка бодрствовала и удалось запечатлеть их огромнейшие глаза и умильные мордочки:

На выходе продается куча сувениров с тарсиерчиками, но в плюшевом виде они какие-то страшненькие, поэтому я ограничилась футболкой, их там большой выбор и в том числе есть женского покроя, приталенные.
я - тарсиерчик
Затем поехали на шоколадные холмы, виды с обзорной площадки шикарные, но народу много:

рисовые террасы
На вершине находится колодец, написана примета - если загадать желание, бросить монетку в колодец и позвонить в колокол, то все сбудется.
По дороге с холмов водитель остановил нас у еще одного “аттракциона”, устроенного предприимчивыми филиппинцами, - предлагалось сфотографироваться в разных позах (в прыжке, в полете на метле) на фоне стены с накленными фотообоями с панорамой шоколадных холмов. Тут мы воспользовались моментом и сфотографировали живописное рисовое поле.
рисовое поле с пугалами
 Дорога к холмам лежит через мэн-мэйд форест - лес, искуственно посаженный около 50 лет назад. Сейчас он разросся и выглядит как натуральный лес.
мэн-мэйд форест
Также завозили в маленький “зооуголок” с большим питоном.
самый большой питон (правда я не поняла среди кого он "самый")
питон круным планом - на ощупь необычный и приятный, а Олегу не понравился
В зооуголке были и другие интересные обитатели, но времени было мало - мы опаздывали на обед.
страусы
мангусты (?)
Обедали стандартно, в плавучем ресторане на реке Лобок, стоит по 400 песо. За эти деньги предлагается шведский стол (большая часть еды нам не понравилась, но голодными не остались), после еды ресторан отплывает и примерно полчаса плывет по реке. Чтобы было не скучно, в это время выступает певец с гитарой. В конце пути нас привезли в имитацию племени - на берегу построили деревню, все нарядились в юбки из сухой травы и усердно позировали с туристами за чаевые. Мне не нравятся такие постановочные шоу, но нас тоже подхватили “аборигены” и мы стали обладателями дурацкой фотографии:
мы и "аборигены"
 Не успел плавучий ресторан отчалить, все уже сбрасывали неестественные наряды и натягивали привычные шорты-футболки. В целом, виды реки понравились, убрать бы еще орущих музыкантов, совсем хорошо было было.
река Лобок
После мы еще посетили церковь, построенную в 1595 г. и памятник кровному договору. (Памятник в Буле воспроизводит "кровный договор" дружбы между Легаспи, испанским конкистадором, и Сикатуна, вождем филиппинского племени, который был заключен 16 марта 1565 года. Сделав порез на руке, Легаспи и Сикатуна вылили кровь в чашу с вином и пустили ее по кругу.)
памятник кровному договору
Мое мнение, что не стоит ехать на Бохол специально ради холмов и тарсиеров, необычно конечно, но не настолько впечатляюще. Ощущение, что в добавок к холмам и тарсиерам, которые с натяжкой можно назвать действительными достопримечательностями Бохола, стараются выдумать побольше туристических приманок, вряд ли кто специально поедет в зооуголок и обедать в плавучем ресторане. Забегая вперед скажу, что на Бусуанге были пейзажи, намного больше подходящие под название “шоколадные холмы”.

По возвращению зашли в дц и нам сказали, что видимость стала лучше и вечером мы пошли на ночной дайв на домашнем рифе. Залди приболел и с нами должен был идти другой гид помоложе, Кинг. Тут нас поджидала неожиданность - надвигался китайский Новый год и прибыла большая группа китайцев из Гонконга, которые тоже собирались нырять с нашим дц. Сначала нам сказали, что мы пойдем все вместе, но потом одумались и решили что всеже 9 человек на гида многовато и отправили нас вперед вдвоем с гидом. Ночное очень понравилось, риф в темноте преображается - серая стенка покрывается ковром “одуванчиков:

Все ракушки оживают

Из дневных укрытия появляются красочные креветки:

На охоту выходят крылатки:
lionfish
А неуловимый днем боксфиш дремлет и дает себя сфотографировать:
Boxfish
Голожаберники:

Cristmastree worm
Под конец дайва увидели брачные игры маленьких каракатиц, правда они засмущались и спрятались за иглами ежа:

У отеля был один недостаток - он был слишком комфортен и был бесплатный вай-фай. Поэтому вечерами тянуло остаться в номере и никуда не ходить.
общаюсь с родителями по скайпу
День третий. Баликасаг. Залди повел группу приехавших китайцев, а мы оставшиеся дни ныряли с Кингом. Чувствовалось, что он менее опытный, чем Залди, зато очень старательный. Мы очень удивились, когда он после дайва стал “раздевать” нас в воде - снимал груза, бсд и подныривая снимал ласты, чтобы мы не перенапряглись, залезая на банку. Когда мы пытались донести коробку со своей снарягой до лодки, он отбирал и говорил - “вы на отдыхе, расслабляйтесь, а я все сделаю”. Притом, китайцы справлялись со всем самостоятельно.
В наш первый совместный дайв с китайцами мы пошли в воду первыми, рассудив что их много и пока они все соберутся и погрузятся мы уплывем вперед, а потом они такой толпой будут плыть медленно, к тому же у них было в группе 2 фотографа. Дайв проходил вдоль стенки и минут через 15-20 после начала мы с удивлением увидели стремительно приближающуюся группу. Я на всякий случай чуть всплыла, Олег не сообразил и получил от пары китайцев ластами. Потом они также стремительно исчезли вдалеке.
Пейзажи Баликасага

Дайв был хорош, как обычно, много всякой мелочи. Голожаберники:

А этот имел гигантские размеры, сантиметров 20, и рядом была кладка его икры, тоже немаленькая:

Краб-орангутанг
Микро-крабик в коралле
Рыбка-немо в актинии
группер и мурена
большая одинокая барракуда
Большая черепаха, проплывала буквально в метре от нее, когда заметила
позволила себя сфотографировать
потом неторопливо развернулась и уплыла
еще одна "елочка"
Вернувшись на лодку, увидели там скучающих китайцев, похоже они нас ждали с полчаса. Девушка из их группы спросила, видели ли мы что-то крупное и интересное. Мы ответили, - да, черепаху, барракуду. Она с сожалением сказала, что они ничего интересного не видели. Неудивительно, при таком скоростном заплыве некогда по сторонам смотреть-то.
В дальнейшем, мы пропускали их вперед и спокойно плыли за ними.
День четвертый. Еще в первый день в дц менеджер спросила нас:
- А вы видели морского конька?
- Нуу, вообще да, видели.
- У нас на домашнем рифе живет большей морской конек, хотите посмотреть?
- Мы не против увидеть еще раз.
- Но он живет на глубине 28 метров, поэтому нельзя идти туда на третьем дайве, после Баликасага.
Итак, мы решили понырять день на локальных сайтах и увидеть наконец чудо-конька. Нас повел Кинг, он сразу сказал, что Залди специалист по этому коньку, но он тоже очень постарается его найти.
Мы погрузились метров на 25-28 и мы с Кингом начали обшаривать дно в поисках конька. По ходу дела толстого голожаберника, за ним траншея на песке оставалась:
И вот такую сладкую парочку:
Конька так и не нашли, но как назло когда уже кончалось время и собирались всплывать приплыл очень необычный рогатый боксфиш. Я бросилась его снимать, он начал сдавать задом на глубину и тут мой комп начал подозрительно пищать. На самом деле это он сигнализировал что 5 минут до деки осталось, но я забыла в какой момент он пищит и решила прекратить преследование боксфиша:

мой компьютер паникует - осталось 4 минуты
На сейфети стопе встретили змею. Кинг решил просветить нас и знаками объяснил, что если змея укусит за руку, то помрешь, при этом для обозначения умирания использовал дайверский жест “кончился воздух” (ребром ладони по шее). Мы потом смеялись - если тебя укусит змея, то кончится воздух и ты умрешь. Потом он нам объяснил, что хотя эти змеи очень ядовитые, но у них очень маленький рот и они могут укусить между пальцев или за ухо, а просто за руку не могут.
морская змея
В тот же день еще 2 раза ныряли на локальных сайтах. В ДЦ висели фотографии красочных фрогфишей, я попросилась туда, где они водятся. Кинг сказал что постарается их найти, но обещать 100% не может. Фрогов и правда не нашли, но увиденное было тоже весьма неплохо.
Это был сайт для прохождения курса контроля плавучести PPB (Peak Performance Bouncy), так что мы заодно потренировались.
я
Олег
Ghost pipefish
 И встретили почти такого же рогатого боксфиша, он сначала относился к нам с острожностью, но потом перестал обращать внимание и продолжил поиски еды.

И почти сразу же встретили еще одного похожего, но у первого хвост был как у ската, а у этого - веером и он не проявил дружелюбия и сразу скрылся:

Lionfish
Puffer fish
Инопланетный пейзаж
Неопознанная рыбка
Потрясающее, нереальное зрелище - большая стая рыбок флагштоков, я видела такое на фотографиях и мне и тогда казалось, что это фотошоп. В живую выглядит еще более необычно:
Longfin pennantfish
После дайвинга гуляли по Алоне, загорали, делали массаж. Массаж делают прямо на пляже, массажистки носят с собой простынку, стоит это удовольствие 300 песо/час. Также обнаружили два спа-салона с массажем в помещении, но цены там были раза в два выше, чем на пляже, поэтому не стали там пробовать.
закат на Алоне
ужин в ресторане на песке
День пятый. В дц решили, что мы должны все же увидеть конька, и мы отправились утром на тот же сайт вместе с группой китайцев и Залди, Кинг сказал, что Залди обязательно его найдет.
ждем лодку чтобы ехать дайвить, китайцы на заднем
И действительно, после долгих поисков конек был обнаружен, вокруг него сразу образовалась свалка:
Китайцы фотографируют конька
 Мне удалось приблизиться к нему, когда у меня уже кончалось время (глубина около 28 м), а сделать хорошее фото под писки компьютера у меня не получилось, к тому же наша большая группа подняла сильную муть. Кинг взял у меня камеру и сделал сам несколько снимков, но тоже не очень удачных. Вот “для галочки” лучшее:
морской конек
Заключительный дайв на Панглао был слева от пляжа, рядом с рыбоохранной зоной. Она огорожена веревкой и за нее нельзя заплывать.
Рыба-игла, по словам Кинга, очень редкий вид в этих местах.
голожаберник
коралловый крабик
прозрачная креветка на актинии, если присмотреться, то у нее в брюшке икра, жалко не в фокусе.
прозрачные креветки на актиниях

обратная сторона дождя
когда мы всплыли после заключительного дайва наверху шел сильный дождь
Мы пофотографировались с Кингом и прямо из дц поехали на паром.
Мы с Кингом у дц
Кинг попросил, чтобы мы дома положили снег в морозилку и в следующий визит на Филиппины привезли немного ему.
На Алоне провели 6 дней/5ночей. На 13е января купили билеты на паром Weesam Express
до Себу, в это время как раз проходило празднование Синулога (это местный праздник-фестиваль, даже паромы были из-за него забиты, мы сначала хотели ехать наOceanJet, но за день мест на нем уже не было), все местные очень удивлялись, что мы не хотим задержаться в Себу и посмотреть. Но у нас в планах была Малапаскуа, к тому же мы не любители городского отдыха и толп народу, поэтому 13го мы сходили на два дайва, пообедали, доехали на такси до Тагбиларана и на пароме в 16-00 отбыли в Себу.