пятница, 13 января 2012 г.

Филиппины. Часть третья. Малапаскуа.

Насчет Малапаскуа я сомневалась, включать ли в маршрут, так как добираться туда не очень просто и долго, а основная заявленная дайверская достопримечательность - акулы-лисицы, мне казалась сомнительной. Но восторженные отчеты дайверов и не-дайверов перевесили все сомнения. В итоге Малапаскуа оставила самые волшебные впечатления и воспоминания, это однозначно маст-си.

До Себу добрались без приключений, отстояли очередь на такси и добрались до нашего геста. Из-за Синулога я решила забронировать заранее, но на сайтах бронирования дешевых гестов в центре не было и пришлось забронировать что осталось:
pe're aristo guesthouse. Комната достаточно большая, но как-то не очень чисто и не уютно. Гест находится в каком-то частном секторе, такси оттуда нам вызывали мальчики с ресепшен, у них это заняло целый час. Мы собирались поменять деньги в Себу, т.к. на Малапаске по отзывам плохой курс, но с этими промедлениями до шоппинг молла мы добрались в 8-20 и обменник был закрыт, да и в 9 вечера все отделы в молле начали закрываться. Мы нашли банкомат и сняли деньги с карточек, лучше так не делайте, курс оказался грабительский, около 40,5 песо за доллар. Мы расстроились, поужинали в Старбаксе (невкусно), т.к. остальные заведения в молле уже закрылись, а искать на улице что-то другое сил и желания не было. В гест возвращались на такси, договорились с ним, что он заедет в 4-30 утра и отвезет нас на автобусную станцию, чтобы ехать в Майю (оттуда ходят лодки до Малапаски, до Майи от Себу около 150 км, ехать в зависимости от траффика 2,5-4 часа). Он настойчиво предлагал отвезти нас в Майю на такси, но предложенная цена 2700 песо нас не устроила. Таксист оставил нам свой номер телефона и пообещал заехать в 4-30.
Естественно, в 4-30 его не было, а телефон был недоступен. На наше удивление, мальчики из геста за 20 минут нашли нам такси, но на автобус в 5 утра мы опаздывали. Этот таксист тоже предложил отвезти нас в Майю и согласился на цену в 2000 песо. Мы соблазнились возможностью выспаться в машине и не мотаться по автобусам. Таксист домчал нас меньше, чем за 2,5 часа и в Майе мы были в 7-20.
причал в Майе
Это была стратегическая ошибка - общественные лодки, как оказалось, в такую рань не ходят, поэтому нас развели на private boat. При этом нам говорили, “Да-да, паблик боат есть, вот через полчаса он поедет”, даже билеты продали. В 9 утра нам сказали, что сейчас Синулог, поэтому на Малапаску никто не едет и единственный способ нам поскорее попасть туда - взять лодку за 1000 песо, а общественная лодка поедет, только если наберется достаточно народу. Пока мы сидели на причале постоянно люди грузились на какие-то лодки, мы спросили - “А они-то куда едут?”. Нам сказали, что на некоторые другие острова. К этому моменту мы решили, что все же хотим отдыхать на Малапаске, а не на причале в Майе и уже были согласны попасть туда за 1000 песо. В довершение всего, на нашу “приватную лодку” еще подсадили парочку финнов и мы наконец отплыли. (Мы спросили финнов - сколько они заплатили за трансфер, ответ нас немного удивил - “нас попросили не разглашать, потому что разным людям может быть названа разная цена”, так что думаю, что им трансфер обошелся дешевле, чем нам). В целом, основные негативные моменты поездки были связаны с трансферами, только привыкнешь и все хорошо, но очередной трансфер выбивает из расслабленно-отдыхательного настроя и на день портит настроение.
На Малапаске у нас была договоренность на бунгало с кондером в Daño Beach Resort за 2000, но было не жарко и мы поменяли на номер подешевле с вентилятором (1200 песо с завтраком). Бунгало простенькие, но все есть, вид на пляж, до берега 30 метров.
наше бунгало
вид с веранды на море
Еще у нас было ощущение, что мы живем на ферме, т.к. на территории отеля постоянно велась сельскохозяйственная деятельность - когда мы приехали, посреди отеля сушились кокосы, от которых шел специфический запах, на наше счастье через день они досохли и их убрали. Каждое утро у забора отеля женщина чистила рыбу, мальчик-подросток постоянно ходил, разматывал леску и развешивал что-то, похожее на приманку для рыб, между деревьями и забором, в 4 утра начинали не замолкая кукарекать петухи, хорошо что мы сами обычно вставали примерно в это время на рассветные дайвы. Еще на территории отеля живет много кошек-собак, мы их подкармливали за завтраком. Одна собачка нам особенно понравилась, мы назвали ее Жучкой. При виде людей она начинала активно махать хвостиком, а если с ней заговорить, ложилась на спинку и подставляла животик для почесывания.

На Малапаскуа мы провели 4,5 дня и сделали 10 дайвов. Так как на остров после всех приключений мы прибыли около 10 утра, то ходить-выбирать дц было лень и мы сразу договорились с ближайшим дц к нашему отелю на послеобеденный дайв. Как мы потом сравнили, цены у них нормальные, в паре мест было чуть дешевле, но они были значительно дальше.Карта дайвсайтов (такие карты висят у них на каждом углу - во всех дц, отелях и кафе):
карта в дц Hippocampus
Главная подводная достопримечательность Малапаски - сайт Монад Шол, это подводное плато на 23-25 м с обрывистыми стенками, уходящими глубже. Туда по утрам с глубины приходят трэшер шарки, а днем манты. Мы попали как раз на манта-дайв.
Происходит это так - все погружаются на плато, место наблюдения за мантами огорожено веревкой, за нее нельзя заплывать. Все подплывают к веревке и напряженно всматриваются в синюю даль - не появится ли манта, и так все 25-30 минут дайва, периодически меняя точки наблюдения. Минут через 5 мне надоело рассматривать воду (в конце концов если они все же появятся, то гид позовет) и я обнаружила что на песчаном дне тоже много интересного - рыбки, актинии с креветками.
Гид небрежно ткнул в песок и я увидела этих чудиков.

Они каким-то странным образом передвигались по песку, такое ощущение, что это птички и у них есть маленькие ножки. Но это же рыбки и ног у них явно нету, непонятно чем они отталкиваются от песка. Я сразу вспомнила, что в каком-то из отчетов (сейчас посмотрела - отчет Светланы, tutovka) были похожие фото и написано что это большая редкость. Но к моему удивлению никто больше не обратил внимания на них - все продолжали рассматривать воду в надежде увидеть манту, но кроме медуз и планктона никто не появился.

На поверхности мы спросили гида, кто же это был и редкое ли оно, гид сказал что это “симууз” и оно совсем не редкое, просто живет на песчаном дне и на других сайтах с кораллами нечасто встречается.
Русских мы встретили один раз в первый день на острове, они останавливались в том же отеле, что и мы, им Малапаска не понравилась - делать нечего, пасмурно, отлив, и они на следующий день отбыли на остров Бантаян. Забавно, но после их отъезда тучи рассеялись, выглянуло яркое солнце и наступил прилив :). Последующие дни сильных отливов не было.
День второй. С утра позорно проспали трэшеров - нужно было выезжать в 5 утра, а предыдущим вечером мы душевно посидели с соседями по отелю. В 9 пошли на локальный сайт, вода была холодная (до 26) и достаточно мутная, но макро потрясающее, многое видели в первый раз.
Круглый коралл с лучами
Подводный паук
Крабик в морской лилии
Морской еж замаскировался обломками ракушек и кораллов
Не знаю как оно правильно называется, кажется что светится
как будто покрашено неоновым маркером
бывает разных цветов
голожаберник
Гид отковырял палочкой от коралла какой-то клубок, а он начал разворачиваться вот в такую штуку
Олег на сейфети-стопе

Обедали в соседнем ресторанчике при отеле Hippocampus, там был минизоопарк - клетки с птичками.
рядом с отелем Hippocampus

птичка в живом уголке

Днем погода улучшилась и мы оценили пляж Баунти, он заслуживает свое название - белый песок, нависающие пальмы, бирюзовая вода. В прилив купаться отлично, но в отлив зайти вообще невозможно было.
пляж Баунти на Малапаске
на Малапаске
  Вечером пошли смотреть брачные игры мандаринок, сайт Lighthouse, находится рядом с берегом, глубина до 10-11 м. Погружение началось в 17-30, начинало темнеть. Наш гид, Джино, выбрал кустик кораллов, мы притаились рядом. Через пару минут начали мелькать мандаринки, нас предупредили, что нельзя включать фонари, иначе мандаринки испугаются, поэтому сначала я пыталась снимать без вспышки. Получалась фигня полная.Джино увидел мои мучения и сделал знак, что можно включить вспышку. Но фонари все равно не включали, поэтому наводила камеру я наугад, получилось много отличных снимков битых кораллов. В счастью по чистой случайности на некоторые фото попали мандаринки. Заигрывание:
рыбки-мандаринки
Потом рыбки перешли к заключительной части, Джино подсветил их фонарем и мне удалось сделать удачный снимок, даже икру видно!
кульминация, рыбки мечут икру
На мандаринок ушло минут 20, уже совсем стемнело, мы включили фонари и начали обследовать окрестности. Увидели двух морских коньков (вспомнили, как мы за коньком чуть в деку на слазили на Панглао, а тут они спокойно сидят на 9 метрах)
tigertail seahorse
Много красных крабов, некоторые огромные, как в ресторане:
big red crab
Желтый краб
Чудо-чудное, диво-дивное - морская улитка с хоботом. Не представляла, что такое бывает:
морская улитка

boxer shrimp

В завершении дайва видели еще каракатицу, но она оказалась не очень фотогеничной. Очень много фосфорецирующего планктона, который сплывается на свет. Переводишь фонарь в другое направление и моментально освещенный луч начинает кишеть живностью. На поверхности, когда ждали своей очереди вылезать на банку, планктон начал активно кусаться. У меня паника началась почти, когда красная букашка укусила меня за руку и попыталась залезть под рукав гидрокостюма. Джино вовремя сказал выключить фонари и атака прекратилась. После этого дайва появилось ощущение, что мы все происходит не наяву, а мы смотрим фильм на дискавери. Мне не верилось что так бывает - за один дайв в одном месте прямо рядом с берегом увидеть столько всего разного интересного и редкого.
День третий. На этот раз нам удалось проснуться вовремя и в 5 утра мы отплыли смотреть трешер шарков, или акул-лисиц. Не знаю, уж почему их называют трешер, но с лисицами все понятно - у них необычно длинная верхняя половинка хвоста. В той части Монад Шола, где наблюдают акул нет никаких веревок, нам просто сказали что нельзя фонари и нельзя приближаться к краю, откуда появляются акулы. В этот день с нами ныряла англоговорящая пара чуть помладше нас, примечательная тем, что девушка ныряла без гидрокостюма и даже без рашгарда. Я надевала рашгард и гидру и то мерзла, а она - только купальник и сказала, что до 25 градусов ей так абсолютно нормально.
Нам повезло и почти сразу, как мы погрузились, Джино показал нам знак “акула”. Мы видели четырех и весь дайв наблюдали их грациозные движения. Близко они не приближались и еще не совсем рассвело, поэтому на фото получились только силуэты. Как выяснило, на вчерашнем дайве, который мы пропустили, было всего две акулы, и те проплыли мимо, так что мы порадовались как удачно все совпало.
tresher shark
Днем мы поехали на остров Гато, он находится примерно в 40 минутах от Малапаски и нам пообещали 100% увидеть рифовых акул на первом дайве и 70% на втором. Погода была чудесная, мы получили огромное удовольствие от морской прогулки до острова. Когда стоишь на носу банки, ощущение, что летишь над водой.

около берега достаточно мелко и дно песчаное, поэтому вода сказочного цвета

едем на Гато
Дайвинг на Гато действительно потрясающий. На обоих дайвах мы видели белоперых акул, они лежали на песке под камнями, а при нашем приближении начали кружить. Видимость была не очень:
whitetip shark
pufferfish
batfish
После акул была потрясающая стенка с разноцветными кораллами и множеством разных голожаберников:
soft coralls

Большая каракатица общается с Джино, он протянул к ней руку и пошевелил пальцами, а она в ответ подняла два верхних щупальца:

Каждый раз поражаюсь их способности моментально менять цвет, когда в детстве читала об этом, не могла представить что оно так происходит. Коротенькое видео, засняла как она меняет цвет:
А с этой морской змеей произошел странный инциндент.
sea snake
Мы видели ее в конце первого дайва, она вела себя обычно. Во время перерыва мы пообедали и Олег решил поснорклить вокруг банки, но через пару минут стремительно вылез из воды. Оказалось, что на него поплыла эта змея, было очень похоже на проявление агрессии - она двигалась прямо на него. Все решили воздержаться пока от снорклинга, мы видели что змея вернулась под воду и спряталась под камнем на глубине около 6 метров. А еще через минут 5 раздался сильный грохот и плеск, это от отвесного берега оторвался камень и упал в воду. Нам повезло, что это не произошло, пока мы были в воде. И тут змея снова поднялась к поверхности, все решили что это из-за камня, и команда лодки решила проверить это - они набрали ведро воды и начали бросать его, но больше змея не появлялась. Перед этим нам предлагали в качестве развлечения в перерыве между дайвами доплыть до берега и попрыгать с достаточно высокой скалы в море, но желающих поближе пообщаться со змеей не оказалась. Она, конечно, условно-безопасная, но яд у нее очень сильный и вроде даже противоядия нету.
Второй дайв нам предложили на выбор - поплавать вдоль острова или проплыть через тоннель. Я немного побаивалась, но все же выбрали тоннель - он идет под островом на глубине 5-6 метров, длина около 25 метров.
тоннель под островом Гато
Крабик в тоннеле
После тоннеля опять понаблюдали за акулами. Они спали в пещерке под камнями, а мы их разбудили, две огромные рыбины (1.5-2 метра) кружили под камнем, а мы смотрели на них в щель. В какой-то момент одна из них резко замерла и пристально посмотрела на меня, там что мне как-то стало не по себе, даже подумала чем от нее отбиваться в случае чего. Но акулы эти были неагрессивны и больше всего хотели, чтобы мы их оставили в покое.

Потом Джино повел нас искать пигмейского морского конька, мы подплыли к большому коралловому кусту и Джино начал внимательно его рассматривать, мы присоединились, но я не представляла насколько этот конек маленький. Я видела их фотографии, и они казались мне намного больше. Когда Джино нашел его, он издал торжествующий звук, как оказалось их там было 2, размер 1-1,5 см каждый.
pigmey seahorse
pigmey seahorse, мордочка получилась нечетко
голожаберник

В конце второго дайва мы видели плавающего голожаберника, Джино сказал что это dragon nudibranch и он очень редкий. В полете действительно похож на дракона, вспомнился мультфильм "Полет драконов":
dragon nidibranch
dragon nidibranch, приземлился
Вечером наблюдали потрясающий закат, на небе сменились все цвета радуги, да и сама радуга была видна в разрыве облаков.

День четвертый. После удачи с трешер шарками нам предложили пойти на дайв с акулами-молотами. Мы согласились, как оказалось, надо вставать еще раньше, отправление лодки в 4-30. Была мысль, что если и молотов тут увидим, то можно с дайвингом завязывать - все интересное уже посмотрели.

едем на утренний дайв
рассвет в море
Мы заранее не поинтересовались, как будет проходить дайв, на брифинге Джино объяснил, что в отличии он трешеров, молотов можно встретить только в открытом море и глубоко, поэтому мы опустимся метров до 30-33, увидим под скалу, развернемся к ней спиной и поплывем в открытое море, внимательно всматриваяся вдаль. Когда он добавил, что лучше держаться поближе друг к другу, потому что эти акулы могут проявлять агрессию, я подумала, что уже не так рвусь их увидеть.
Дайв прошел по плану, только акул мы не увидели, собственно мы вообще рыб почти не видели, как оказалось в открытом море их нету. Зато я расширила личные пределы - новая максимальная глубина 35.6 метров. Вообще, это способ поиска молотов на мой взгляд очень сомнителен. Мы потом спросили, как часто они встречаются, гид нам сказал что он уже месяц не был на этом сайте, поэтому не знает. Не могу сказать, что это был бесполезный дайв, поплавать без визуальных ориентиров тоже интересно.
Следующий дайв был на локальном сайте. Очень красивые мягкие кораллы:
 И очень обидно смотреть как морские звезды терновый венец пожирают кораллы. На других сайтах я не видела такое множество этих звезд:
звезды "терновый венец"
А еще очень обидно что в этих красивейших местах до сих пор глушат рыбу динамитом. Мы на нескольких дайвах слышали звуки взрывов.
моллюск, типа устрицы
рыба-игла
Голожаберники:
красочный морской ёж
а в нем малюсенький крабик
lionfish
 Третий дайв был сумбурным. Приехала группа дайверов и нас отправили толпой - 7 человек на одного гида. К тому же на входе в воду было очень сильное течение и чтобы проплыть 10 метров до спускового конца пришлось приложить усилия. Интересно, что на определенной глубине течение резко ослабилось. Плавать такой большой группой было сложновато, постоянно с кем-то сталкивались. К тому же течение и на глубине оставалось. Дайв еще и закончился раньше времени, так как у кого-то кончился воздух. Джино отчитывал потом на боте его - что неправильно, что на глубине 10 метров остается 20 бар. Несмотря на все это, дайв был весьма результативным.
голожаберник
Очень плотная стайка мелких рыбок, движутся как единое целое
группа гоустпайпов
и еще один, маскируется под листик
"Пряничная" звезда
мохнатый морской ёж
Каракатица. Замаскировалась так удачно, что Олег ее не заметил.
Boxfish, застала его в пещерке, откуда он не мог сбежать,  благодаря этому удалось его хорошо снять
Светящийся “цветок”
коралл
Напротив нашего отеля был хороший пляж, людей совсем немного.
забавная микро-пальма
После дайвинга сидели на веранде с коктейлями - тандуай с колой или спрайтом.
коктейли на веранде

Так же, как на Алоне, на пляже предлагается неплохой массаж, стоит 300 песо час. Неудобно, что нет даже никакого навеса, в последний вечер мы договорились на массаж после заката, но полил ливень и пришлось отказаться. Массажистки предлагали прийти в номер, но у нас была одна не очень широкая кровать и двоим массаж делать на ней было невозможно.
День пятый, последний. На следующий день рано утром у нас был перелет, поэтому мы сомневались можно ли идти нырять. Но нас успокоили - планировался мелкий дайв, до 11 метров, потому что поднялся ветер и на другие сайты идти было небезопасно.
Сайт для макдайвинга, кораллы большей частью мертвые, но всякой интересной живности куча. К моему огромному сожалению на середине дайва запотел фотик, поэтому часть снимков получилась нечеткой.
крабик в раковине
голожаберник
крабик пытается слиться с кораллом
Наконец рассмотрели и сфотографировали креветку-богомола, обладающую очень сильным ударом. Она очень забавно убегала от нас под камень.
Mantis shrimp
mantis shrimp
голожаберники
boxer shrimp
морская змея
Пришло время прощаться с Малапаской, 19го рано утром у нас были куплены билеты Себу-Манила-Бусуанга. 18го мы сходили на утренний дайв и к 12ти часам дня собрали вещи.

Прощальное фото с Джино
В этот раз мы твердо решили ехать обычной лодкой за 80 песо с носа, но и тут не обошлось без накладок. В дайвцентре нам объяснили, что лодка отходит из деревни с другого берега острова, но на полпути нас перехватили и убедительно объяснили, что вот стоит лодка и через 20 минут она поедет в Майю за 100 песо с носа. Мы загрузились на указанную банку, после чего капитан куда-то ушел.
филиппинские дети играют рядом с банкой
Когда через 15 минут ничего не изменилось - кроме нас на лодке никого не было, а капитан так и не вернулся, мы заподозрили неладное, сгрузили вещи на берег и пошли в деревню, как нам объясняли в дайвцентре. В чем был смысл этой разводки не совсем мне ясен, может они хотели подержать нас так час, пока не уйдут все общественные лодки, а потом бы нам пришлось брать приватную лодку. В деревне мы нашли место посадки на обычную лодку, заплатили по 80 песо и около часа дня отплыли в Майю. На причале нам предложили такси до Себу за 1000 песо, мы не смогли отказаться :), ехали около 4х часов. Дорога идет местами вдоль моря, местами по горам, а иногда пейзажи похожи на наши поля, только пальмы вместо берез и рис вместо пшеницы.

В Себу приехали около 6 вечера, у нас был забронирован Cebu guesthouse . Переночевать один раз пойдет, но гест не очень - комната малюсенькая, тесно, не очень чисто, мебель страшно трогать - разваливается от прикосновения, в постели было желание спать в одежде. Умилил “декор” на стене - кусочек какой-то тряпки в рамке:

В Себу сходили до ближайшего обменника, поужинали в китайской забегаловке (в жизни не ела такой дряни), сделали тайский массаж. Достопримечательности Себу в темноте решили не осматривать, предстоял ранний подъем к 6-ти часовому рейсу до Манилы.