среда, 4 января 2012 г.

Филиппины. Часть первая. Дауинг, Негрос.

Наша первая точка на Филиппинах - Негрос, выбрали его, во-первых, как лучшее место для макро-дайвинга с фрогфишами, во-вторых, на Апо морской заповедник с коралловыми садами, в третьих, подводные горячие источники. Все подводное обещанное в отчетах и описаниях мы увидели, и даже больше. С наземными красотами - на Негросе есть уникальные озера-близнецы в кратере вулкана и водопад, повезло чуть меньше.
Из Бангкока до Негроса летели Себу пасифик с пересадкой в Маниле и стыковкой 2.5 часа. Мы сильно надеялись выспаться за трехчасовой перелет до Манилы, и где-то полтора часа нам удавалось это. К тому же мы заплатили за “вип-места” на первом ряду, чтобы было место для ног. Видимо, многим такая доплата показалась лишней и третье место в ряду было свободно, поэтому через 1,5 часа полета один альтернативно одаренный пассажир подошел к нам, растолкал спящего Олега и осведомился, не занято ли место рядом. Узнав, что оно свободно, он уселся и задремал. Все бы ничего, можно спать дальше, но от дяди нечеловечески воняло, запах непередаваемый, отвратительный и ни на что не похожий, так что остаток полета заснуть не удалось. Рейс из Бангкока задержали на час, но мы все же успели на стыковку. На наше счастье, мы перепутали время вылета из Манилы и очень удивились что нас срочно без очереди тащат на регистрацию и торопят на посадку. Потом мы поняли что то, что мы считали временем вылета из Манилы, на самом деле время прилета в Думагете, это спасло нам немало нервных клеток. Мы то думали что у нас еще час до конца регистрации, а на самом деле оставалось 5 минут. В этой суматохе мы успели поменять деньги, курс был лучший за всю поездку 43,55 песо за доллар.
Ныряли мы с Adventure Dive Shop, выбрали благодаря отчетам форумчан, заранее списались и договорилисьо дайвинге с ними, попросили забронировать нам недорогие бунгало пососедству и заказали трансфер. В Думагете нас встречали, бунгало за 950 песо были весьма спартанские, но жить можно, называется Puerto Cita Beach resort.
наш номер в Puerto Cita
 Теоретически, там даже горячая вода была, по крайней мере нагреватель в ванной был,но воду не грел. Пару раз попросили починить, но видимо наши просьбы не поняли - только лейку для душа поменяли. Пол из бамбуковых щепочек, просвечивает земля, зато на кровати нормальный матрас, большая веранда с холодильником и почти вид на море. В первый раз в жизни спали под звук прибоя, очень понравилось. Выход на пляж через калитку в заборе, которая ночью закрывается на замок, мы когда обнаружили это в первый раз немного растерялись, но оказалось, что можно зайти со стороны дороги.
справа наш гест
Так же нам предложили пользоваться территорией, бассейном и рестораном отеля Майка. Там все намного гламурнее, но и цена в 3 раза выше.
Территория отеля Майка
отдыхаем у бассейна между дайвами, море очень близко.
местный  житель
Единственное, что мешало, так это очень трудолюбивый мастер починки лодок, “мастерская” которого находилась прямо под окнами нашего бунгало. Он начинал свою работу в 6 утра и с небольшими перерывами очень громко стучал до заката.
В Дауине у нас был почти полный день по приезду, затем 3 полных дня дайвинга. В первый день мы решили отдохнуть от 2х ночевок в самолетах и не нырять. Поэтому за завтраком, переходящим в обед, мы выпили пива в честь приезда, на что получили не очень одобрительный комментарий от одного из жителей отеля: "Oh, you starting early". Практически все постояльцы дайверы, через пару дней слышали шуточный диалог при заселении с менеджером, когда выяснилось, что не все приехавшие ныряют - "Are you not a diver? Get out of here!"
Потом мы искупались в море (вода была очень теплая, но не очень прозрачная и планктон слегка кусался), прогулялись по пляжу, поужинали в соседнем ресторанчике.
Первые дни большей частью было пасмурно, периодически шел легкий дождик, но дайвингу это не мешало, правда прозрачность воды была сильно хуже, чем обычно. Недавние сильные дожди размыли дорогу к озерам-близнецам и водопадам, нам сказали, что можно проехать, но придется достаточно долго идти пешком, мы решили не ехать, т.к. это заняло бы почти весь день. Так что, на Негросе мы видели только подводные красоты.
Всего ныряли 3 дня, 8 дайвов. На дайвы возят на банке, максимум было около 8 человек в первый день (банка - это типичная филиппинская лодки, по бокам для устойчивости к ней приделаны бамбуковые палки).Второй и третий день было 5 дайверов - мы и американская пара с дочкой около 20 лет. На всех 1 гид, и если народу много еще один замыкающий. Гиды активно ищут всякую живность, без них половину не увидели бы. Вода прохладная, 27-28, я мерзла и ныряла в двух гидрах. Большая часть дайвов была на найтроксе, глубины обычно были около 20-25 м.
Во второй день ныряли на локальных сайтах недалеко от дц, все находятся в 15-25 минутах езды на банке, после каждого дайва привозят на отдых в отель. Погода капризничала - весь день пасмурно, периодически моросил дождь, а один раз всплыв обнаружили тропический ливень, даже из воды вылезать не хотелось.
Дно очень резко уходит в глубину, местами ощущение, что крутизна склона около 60 градусов, на дне бурый бурый песок с островками кораллов и коряжками, на которых очень много крылаток.
Крылатка
Прозрачность была не очень после прошедшего недалеко тайфуна, но наблюдать макроживность это не мешало.
Ghost pipefish
Рыбка-листик
Frogfish
Мурена

Белоглазая мурена

Голожаберники:

Все вокруг серое, потому что вода мутная, пасмурно и песок серый, поэтому неожиданно увидеть такие яркие краски:

Гид раскопал морскую лилию, а там крабик
Неопознанная рыбка, настроженно за мной наблюдает
Камбала
Кто-то из скорпиофишей
Batfish
На одном из дайвов пересеклись с другой группой, я увидела фотографов и сразу стало интересно что они там снимают. Минут через 5 поняла, что знакомых-то среди них нету и на боте я таких крутых камер не видела, Олег еле утащил меня от них :)
Отдельно хочу отметить гидов - они старались и искали нам всякие красивости. Особенно старались для фотографов - показывали и придерживали, чтобы можно было сделать снимок. Этого микроскопического фрожика гид показал мне через лупу, иначе вообще непонятно было что это за желтая козявка, снимала наугад, потом с удивлением обнаружила, что на фото можно что-то разобрать:
микроскопический желтый frogfish
На третий день нам предложили сделать дайв рано утром, а днем съездить на снорклинг с китовой акулой. Мы удивились, т.к. до этого думали, что это возможно только в Донсоле. Майк объяснил, что предлагается снорклинг, т.к. так на банку можно вместить больше людей и стоимость будет ниже, да и дайвить там не обязательно - мелко и плохая видимость.  Рано с утра был дайв на локальном сайте. Достаточно близко проплыла стая барракуд:
Косяк барракуд
Скат спрятался под камнем
Подводные термальные источники - струйки очень горячей воды, дно покрыто оранжево-желтыми отложениями серы. Я как обычно мерзла, и было очень приятно погреть руки.
Видно как клубятся струйки горячей воды
подводные гейзеры
Перед самым всплытием девочка из нашей группы обнаружила это чудо - маленькую яркую каракатицу, называется огненная каракатица.
Детеныш огненной каракатицы

После дайва позавтракали и поехали к акулам. Добирались около 2,5 часов, на море было небольшое волнение и банку периодически окатывало водой. Пока ехали, мы недоумевали, как они собираются искать акул в море и почему все уверенны, что обязательно найдем. По прибытию на место все стало понятно - около берега плавали мелкие лодочки, вокруг них плавали акулы в толпе снорклеров, а с лодочек акулам сыпали “рыбий корм”. Когда я прыгнула в воду и прямо под собой увидела огромную рыбину у меня был непередаваемый восторг.
акула рядом с банкой
рядом с лодочкой две акулы
Мы насчитали 4 акулы; с перерывом на обеды мы с ними проплавали около 1,5 часов. Впечатления от общения с акулами сильные, они проплывают очень близко, я не удержалась и потрогала, акула на ощупь очень мягкая, велюровая. Там же было несколько групп дайверов, но сноркать было на мой взгляд даже интереснее - можно догнать акулу и плыть какое-то время прямо рядом с ней. Правда нужно было соблюдать осторожность - в погоне за акулой мне несколько раз прилетело чужими ластами. Фото получились не очень - вода очень мутная, да и акулы слишком большие и в кадр не влезают.

Искуственное кормление акул нарушает экологическое равновесие и привлекает медуз. Вообще, мне кажется весьма сомнительным такое мероприятие, не думаю что акулам это полезно, второй раз я бы не поехала, чтобы не поддерживать это. Думаю когда встречаешь акулу благодаря удаче, случайно, в естественной среде без прикорма, то ощущения от встречи другие.
Пока мы сноркали, периодически чувствовали жжение, но все проявилось на следующее утро - руки и ноги покрылись волдырями, которые жутко чесались. Сначала мы думали, что это комары и удивлялись что они очень кучно кусаются и почему на остальных нет ни одного укуса.

День завершился ночным дайвом, у нас это был самый глубокий и продолжительный ночной дайв, до этого всегда были ограничения по времени и глубине. Ходили на сайт с затонувшей машиной, много крылаток, различные крабики:
рак-отшельник
Видели вот такого чудика, уж не знаю, как его нашел гид, из песка торчали только глаза. Потом посмотрели что называется он Stargazer.
Stargazer
На четвертый день наконец погода наладилась и мы поехали на остров Апо на 3 дайва, это заняло весь день. На банке с нами была семья американцев с острова Гуам - пара средних лет с дочкой лет 17-20. Мы разговорились с женщиной и в ходе разговора я им пожаловалась на "комаров" - мои руки и ноги были покрыты волдырями от планктона. Они удивились, т.к. комаров было совсем немного и их вообще не кусали. Через день мы уже поняли что никакие это не комары, а все наши попутчики сноркали в длинных костюмах из лайкры, а мы в коротких, поэтому наши руки и ноги так пострадали, а у них ничего не было. Наверное они решили что мы идиоты - не можем планктон от комаров отличить :) На следующий вечер я выпили таблетку антигистаминного и стало намного лучше - волдыри перестали чесаться и остались просто красные пятна, которые через несколько дней исчезли.
Остров Апо знаменит тем, что там самый старый заповедник на Филиппинах, то есть там очень давно запрещена рыбная ловля и использование динамита для этого. Писали, что часть кораллов разрушена недавним тайфуном, но мы никаких разрушений не заметили, возможно речь шла про другую сторону острова.
На глубине 5-6 метров потрясающе красивые коралловые сады, никогда не видела таких пейзажей, разноцветное многообразие мягких и твердых кораллов.

Дальше начинается стенка, максимальная глубина была около 25 м. На стенке различная макроживность, много рыбы, видели одну черепаху, но достаточно далеко.
Дайвы заканчивались опять надо коралловыми садами на глубине 5-6 метров, плавали там пока воздух не заканчивался, похоже на подводный снорклинг:
морской заповедник рядом с островом Апо
на сколько хватает взгляда простираются коралловые поля
Олег
я изображаю почти идеальный фрог
Разные красивости:

Морская лилия
Необычно яркие кораллы:

Этот похож на окровавленные мозги
Голотурия или морской огурец
И, конечно же, любимые голожаберники:

Этот, как будто флуоресцентный
А пока фотографировала эту парочку, впервые заметила как они втягивают-вытягивают хвостки, удивительно как раньше не обращала внимание:
вытащил хвостик
втянул хвостик
Похоже на икру голожаберников
Коралловый крабик
Рыба-флейта
Морская змея
Рыба-собака необычной расцветки
Boxfish
Cristmastree worm, в них, конечно, нет ничего необычно, но у меня был своеобразный “спорт” - фотографировать их, прежде, чем они спрячутся.

Между дайвами к нашей банке причалила маленькая лодочка, из нее выгрузились женщины с огромными тюками и настойчиво начали предлагать нам сувениры - майки, саронги и прочее. Нас было всего 5 человек, пришлось купить футболку, а то неудобно как-то стало :).
торговки сувенирами на Апо
Нелегкая жизнь филиппинских женщин
на банке рядом с Апо
с командой банки
В следующий перерыв между дайвами причалили к острову со стороны деревни. Другая сторона - туристическая, там пляж и отель. Но по отзывам жить там скучновато, электричество по часам и жесткая экономия пресной воды. Удивительно, на острове нет источника пресной воды, всю возят  в бутылях с Негроса и при этом там живет куча народу, много детей, слышала там даже две школы есть.
Дикий пляж на Апо
берег Апо
скала рядом с берегом

В итоге у нас получилось по 8 дайвов с Майком. Сам по себе Дауин понравился, место очень тихое, мы никуда не ходили, только до Майка и один раз перекусили в ресторане соседнего отеля. У Майка в ресторан была филиппинская и мексиканская кухня, мексиканская нам понравилась. Потом решили попробовать филиппинскую, спросили официантку, что она нам порекомендует из филиппинской кухни, она нам отвела: "Мексиканское". И действительно, оно было вкуснее :).
Вечерами сидели у него в ресторане, пользовались вай-фаем и пересматривали отснятые подводные фотографии.
так мы проводили тихие вечера
куба либре в баре у Майка
Остальные гости начинали расходиться в 8, в 9 мы обычно уже были в ресторане одни, а в 10 чувствовали себя неудобно, что из-за нас персонал не может пойти спать :) На самом деле они открыты до 11, но как-то около 10, когда мы взяли по бутылочке пива на вынос, у нас произошел диалог:
- Когда же вы ложитесь спать?
- Ну вот допьем пиво и ляжем, около 11 получается.
- Ооо, так поздно, а когда вы встаете?
- К первому дайву, часов в 7, да еще и мастер-лодочник нас около 6 начинает будить.
На нас посмотрели с сочуствием, как же мало мы спим :) Дауин помог прийти к правильному ритму жизни - рано ложиться и рано вставать.
Черной-коричневый песок, на первый взгляд невзрачный, искрится на солнце, а ночью, если посветить фонарем, каждая песчинка сверкает как брильянтовая. Очень необычно, раньше не видела нигде такого песка, уже жалею, что не захватила с собой немного, но ничего, будет повод вернуться.
черный песок Негроса
рассвет на Негросе
Очень умиротворяющее место, мало людей, море простирается до почти горизонта, вдалеке виден остров Сикихор.