воскресенье, 30 июля 2017 г.

Марс на Алтае. Курайская степь и Марсианские горы.

Этот день мы полностью посвятили красотам природы: погуляли по Курайской степи, съездили на Марсианские горы, сходили там в небольшой трек, в завершение нашли крутой вьюпоинт с потрясающим видом на Курайскую степь и Северо-Чуйский хребет.
После завтрака отправились к нашей главной цели поездки - Марсианским горам.
До деревни Чаган-Узун, где находится поворот к ним, от нашей базы ехать около 80 км. А через примерно 30 километров от базы начинается Курайская степь, до этого я была здесь только один раз в 2010 году и тогда меня поразила красота этого места даже после полубессонной ночи в машине. Курайская степь находится на высоте 1500-1600 м, имеет ширину около 20 километров и с одной стороны ограничена Северо-Чуйским хребтом, ряд его вершин превышает 4000 метров и в хорошую погоду видны ледники. С другой стороны - Курайский хребет, он пониже, максимальная высота 3446 м. Высота сказывалась - хотя солнце припекало, ветерок был свежий и не было ощущения жары. Немножко прогулялись тут, пофотографировались и поехали дальше.
Северо-Чуйский хребет со снежными вершинами
панорама Курайской степи
Курайская степь
орел
пригорок в Курайской степи
Курайский хребет
Северо-Чуйский хребет
М52 и Курайский хребет
В поселке Чаган-Узун свернули с трассы и по указателям поехали к Марсианским горам, на указателях было написано просто "Марс". Кстати, Паша спросил дорогу у местных жителей и его послали другим путем, сказали по указателям ни в коем случае не ехать. Но, как ни странно, в итоге мы встретились в одном и том же месте.
суслик в Чаган-Узуне
Место, похоже, набирает популярность - въезд закрыт и собирают по 100 рублей с машины за парковку, зато тут есть туалеты, кафе и столики со скамьями и навесом. Есть два вьюпоинта, которые называются просто - Марс-1 и Марс-2. Марс-1 находится рядом, его видно уже с парковки, для лучшего вида нужно подняться в гору по тропе метров 200-400. Горы и правда нереального цвета, очень красиво и невозможно перестать это фотографировать, а потом выбрать лучший снимок.
Вот что написано про это место в путеводителе:
Название Кызыл-Чин с тюркского — красное ущелье и действительно в этой местности преобладает красный цвет. Очень давно, более чем 300 млн. лет назад сформировались красно-коричневые слои, которые мы видим сейчас на Марсе-1. Зеленые цвета тоже относятся к этому периоду. Это древние глины с примесью песчаника и известняка. Цветные полоски располагаются почти горизонтальными слоями.
Каждый слой формировался в определенный период и от условий того периода зависело, какой цвет приобретет глина. На разноцветных горах можно видеть, как поработал ветер и талые воды. Выветренные склоны стоят почти вертикальными стенами с колоннами и везде по горам талые воды прорезали бороздки и овраги, создав причудливый рельеф.

идем к Марсу-1
уже почти дошли до гор
вид на долину, по которой мы приехали
цветные горы
земля под ногами стала оранжевой
панорама с Ксюшкой
вот и дошли
внизу за горой стоянки и направо идет дорога к Марсу-2
Решили подняться еще выше, Олег забрался на вершину небольшого пика.
идем вверх
вид на цветные горы и долину
Олег забрался на вершину
вид с вершины , вдалеке парковка, направо дорога к Марсу-2
панорама сверху
с Ксюшкой на горе
на фоне цветных гор
на противоположном склоне ущелья тоже есть цветные пятна
цветные горы
спустились к реке, цветные горы остались вверху
а тут преобладает зеленый цвет
панорама
Мы предусмотрительно взяли с собой газовую плитку, посуду, тушенку и макароны и сварили обед прямо у Марса-1, благо там были удобства в виде столиков со скамейками и навесом от солнца. Там было и кафе, но ассортимент его весьма ограничен, в основном различные пирожки-беляши. После обеда Паша и Ася поехали прокатиться до Кош-Агача, а мы отправились к Марсу-2, до него идет тропа, идти около 3 километров.
Марс-1 остался позади
Тропа идет вдоль русла речки, которая к концу лета превратилась в тоненький ручеек. Местами тропа узкая и приходится перелезать через камни и перешагивать расщелины, но в целом проходимо даже для Ксюшки. Только она устала и почти половину дороги мы несли ее на руках.
тропа идет по ущелью
Марс-1 вдалеке
привал по пути
тропа
склоны ущелья красноватого цвета
ягодки на кусте у тропы
По пути нам встретилась молодая пара, они сообщили, что дальше дорога разделяется на две и настоятельно рекомендовали идти по нижней, верхняя по их словам очень опасная, они сами по ней еле прошли. Нижняя тропа ушла вниз и шли по руслу реки, местами почти по воде. В конце концов, тропа опять ушла вверх от ручья и мы оказались на вьюпоинте. Честно говоря, дорога с тасканием Ксюшки и ее нытьем нам далась достаточно тяжело, поэтому вид нас слегка разочаровал, такого буйства красок как на первом вьюпоинте не было. Хотя, если бы мы в первую очередь побывали здесь, то впечатлило бы сильнее.
Марс-2
панорама Марс-2
выходы красноватой породы
полянка и противоположный склон ущелья
Пока отдыхали тут, я заметила интересный эффект - в очках с поляризацией при повороте головы небо ощутимо меняло цвет, становилось то темнее, то светлее.
После отдыха отправились обратно, нам было жутко интересно, что же там за опасная тропа, о которой нас предупреждали, и решили пойти по ней. Сначала все шло отлично и бодро прошли по ней метров 300.
пошли по верхней тропе, вид на Марс-2
тропа идет по склону горы
Ксюшка идти пешком отказалась
Но вскоре мы дошли до места, где тропа шла по осыпи над обрывом на склоне почти 45 градусов (а может это нам со страху показалось). Вроде и ровно, но пугает, что не за что схватиться и, если оступишься, то катиться будешь очень далеко, до самой реки. Олег прошел и покричал мне, чтобы мы с Ксюшкой пошли обратно. Я уже начала идти с Ксюшкой, но все-таки решила повернуть обратно, так что вернулись к Марсу-2 и пошли по нижней тропе.
По пути попадались интересные разноцветные скалы других цветов, например - белый с серым и желтым.
цветная скала
возвращаемся обратно
Под конец все устали, Ксюшку несли на плечах по очереди, тут в ущелье жара ощущалась сильнее. Наконец, добрались до машины и поехали в сторону базы. Дорога по долине тоже очень живописная, вдалеке виден Курайский хребет и его вершины тоже кажутся разноцветными.
дорога от Марсианских гор к М52
панорама долины

случайно сфотографировала свою тень
Поехали обратно в сторону базы с остановками в красивых местах. Утром снежные вершины Северо-Чуйского хребта были закрыты облаками, сейчас они рассеялись, но теперь в эту сторону опустилось солнце и было ничего не видно против света.
оранжевый склон
вид на Северо-Чуйский хребет
Тем временем, я на MapsMe нашла отметку вьюпоинта с восторженными отзывами, решили заехать туда. Свернули с трассы, дорога местами шла под очень сильным уклоном. Ксюшка в машине заснула, пришлось разбудить ее, чему она была совсем не рада, к тому же наверху был сильный холодный ветер, так что почти все время на вьюпоинте она ныла. А виды просто потрясающие- стоишь на вершине, а под тобой долина, в которой извиваясь течет Чуя, впереди белые вершины Северо-Чуйского хребта.
вид с вьюпоинта
Ксюшке не нравится ветер и что ее разбудили
на вершине
панорама с вьюпоинта
мы с Ксюшкой на вьюпоинте
Чуя в долине

После вьюпоинта доехали до Акташа, купили в магазине на ужин шашлык и вернулись на базу.
снежные вершины Северо-Чуйского хребта
приближаемся к базе
Шашлык сегодня оказался совсем невкусным, зато погода была хорошая, небо ясное и в нем миллион звезд.
млечный путь
звездное небо
Продолжение следует: Гейзерное озеро, Красные ворота и дорога домой.